Госрегулирование предпринимательской деятельности        29 сентября 2010        50         0

Государственная поддержка предпринимательской деятельности

В отличие от других форм государственного регулирования предпри­нимательской деятельности, посредством которых, как правило, устанав­ливаются определенные рамки, границы деятельности хозяйствующих субъектов, государственная поддержка предпринимательской деятельно­сти направлена на расширение их возможностей.

Государственная поддержка осуществляется в отношении как конк­ретных направлений или видов предпринимательской деятельности (на­пример, инновационной деятельности), так и определенных субъектов та­кой деятельности (например, субъектов малого предпринимательства). Разумеется, что такое деление является условным, так как в конечном счете государство должно стимулировать деловую активность предпри­нимательства. Цель государственной поддержки — создание благопри­ятных организационных и экономических условий для развития пред­принимательской деятельности.

Законодательство РФ закрепляет значительное число мер поддержки субъектов внешнеэкономической деятельности и защиты отечественных товаропроизводителей.

В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Правительство РФ и органы исполнительной власти субъ­ектов РФ в рамках своей компетенции осуществляют мероприятия (включая необходимое их финансирование), содействующие развитию внешне­торговой деятельности, в том числе обеспечивают:

  • кредитование участников внешнеторговой деятельности;
  • функционирование систем гарантий и страхования экспортных креди­тов;
  • организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных сим­позиумов и конференций и участие в них;
  • проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению рос­сийских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки.

В целях развития и повышения эффективности внешнеторговой де­ятельности создается система внешнеторговой информации, управление которой осуществляется Минэкономразвития России. Правительство РФ принимает меры по созданию благоприятных условий для доступа рос­сийских лиц на рынки иностранных государств и вступает в этих целях в двусторонние и многосторонние переговоры, заключает международные договоры РФ, а также участвует в создании и деятельности международ­ных организаций и межправительственных комиссий, призванных со­действовать развитию внешнеэкономических связей РФ.

Согласно ст. 21 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Правительство РФ в ис­ключительных случаях может установить такую форму нетарифного ре­гулирования, как количественные ограничения, например, временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке РФ продо­вольственных или иных товаров, которые являются существенно важны­ми для внутреннего рынка РФ.

Таможенно-тарифное регулирование устанавливается в целях регули­рования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутренне­го рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике. Таможенно-тарифное регулирование осуществляется путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

В соответствии с федеральным законом могут вводится специаль­ные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при импор­те товаров для защиты экономических интересов отечественных товаро­производителей.
С целью защиты экономических интересов российских производите­лей товаров был принят Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах
при импорте товаров»1. Данный закон применяется к правоотношениям, возникающим в связи с расследованиями, которые предшествуют введе­нию названных мер. Проведение таких расследований в настоящее вре­мя осуществляет Минэкономразвития России.
В соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ специальная защитная мера — это мера по ограничению возросшего им­порта на таможенную территорию РФ, которая применяется по решению Правительства РФ посредством введения импортной квоты или специаль­ной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины.

Антидемпинговая мера — это мера п о противодействию демпинговому импорту (импорту товара на таможенную территорию РФ по цене ниже нормальной стоимости такого товара), которая применяется по решению Правительства РФ посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером.
Компенсационная мера — это мера по нейтрализации воздействия спе­цифической субсидии иностранного государства (союза иностранных го­сударств) на отрасль российской экономики, применяемая по решению Правительства РФ посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего инос­транного государства (союза иностранных государств) или экспортером.
Согласно ст. 42 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», особый режим хозяйствен­ной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территориях особых экономических зон устанавливается Законом об особых экономических зонах. Указанный закон2 предусматривает некоторые меры государствен­ной поддержки резидентов особых экономических зон. Так, в соглаше­нии о создании особой экономической зоны устанавливаются обязатель­ства органов государственной власти субъекта РФ по предоставлению на­логовых льгот резидентам.

Акты законодательства РФ о налогах и сборах, законы субъектов РФ о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов местного само­управления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплатель­щиков — резидентов особых экономических зон, за исключением актов законодательства РФ о налогах и сборах, касающихся подакцизных то-варов, не применяются в отношении резидентов особых экономических зон в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-про-изводственной или технико-внедренческой деятельности.
Особое внимание Закон об особых экономических зонах уделяет та­моженному режиму свободной таможенной зоны (ст. 37). Под этот режим подпадают товары резидентов. Под свободной таможенной зоной понима­ется таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а так­же без применения к указанным товарам запретов и ограничений эконо­мического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применя­емых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с упла­той акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

При вывозе товаров, подпадающих под таможенный режим свобод­ной таможенной зоны, за пределы территории особой экономической зоны (за исключением перемещения товаров в другую особую экономи­ческую зону в целях их использования в соответствии с таможенным ре­жимом; свободной таможенной зоны) или при передаче этих товаров не­резиденту использование режима свободной таможенной зоны должно быть прекращено.
В последнее время со стороны властных структур большое внима­ние уделяется государственной поддержке субъектов малого предприни­мательства. Но, к сожалению, далеко не всегда многочисленные наме­рения в данной сфере регулирования облекаются в форму соответствую­щих правовых норм.
Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» но­сит, в большей части, декларативный характер и морально устарел. Зна­чительная часть изменений, вносившихся в названный закон, сводилась к исключению из него соответствующих норм. В данный момент основ­ное значение этого закона состоит только в том, что он определяет кри­терии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпри­нимательства.
Некоторые положения о государственной поддержке малых предпри­ятий уточняются в НК РФ, определяющем порядок применения упрощен­ной системы налогообложения.

Относительно доли непосредственного участия других организаций (более 25%), за пределами которой малые предприятия не вправе приме­нять упрощенную систему налогообложения, пп. 14 п. 3 ст. 34612 НК РФ совпадает с нормой закона. Но данный подпункт далее содержит допол­нение, согласно которому ограничение по доле участия не распростра­няется на организации, уставный капитат которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%. По существу, это являет­ся формой государственной поддержки малых предприятий, подпадаю­щих под названное исключение.

Закон о государственной поддержке малого предпринимательства не указывает предельную численность работников индивидуальных предпри­нимателей, тогда как в НК РФ (ст. 346’2) говорится, что не вправе при­менять упрощенную систему налогообложения организации и индивиду­альные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек. Здесь нет диффе­ренциации предельного количества работников в зависимости от сфер де­ятельности субъектов малого предпринимательства. Кроме того, не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, у кото­рых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб. В данном случае, как и в ряде других, НК РФ решает вопросы предпринимательского права, которые необходимо было бы решить в предпринимательском (хозяйственном) кодексе.
В соответствии со ст. 346″ НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты нало­га на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Органи­зации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не призна­ются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исклю­чением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответ­ствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию России.

Страницы: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!