Госрегулирование предпринимательской деятельности        29 сентября 2010        35         0

Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности

Лицензирование относится к организационным формам государ­ственного регулирования предпринимательской деятельности. Одним из основных нормативных актов в сфере лицензирования является Федераль­ный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 2 июля 2005 г.). В ст. 17 названного закона определен перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Указанный закон регулирует отношения, возникающие между федераль­ными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования.
Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельно­сти» по своему действию является отнюдь не универсальным. Он не рас­пространяется на целый ряд важнейших видов деятельности, таких как деятельность кредитных организаций, биржевая деятельность, страхо­вая деятельность (за исключением пенсионного страхования, осущест­вляемого негосударственными пенсионными фондами), осуществление внешнеэкономических операций, деятельность профессиональных учас­тников рынка ценных бумаг и др.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных ви­дов деятельности» лицензирование — это мероприятия, связанные с пре­доставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае адми­нистративного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращени­ем действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензиру­ющих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицен­зируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требова­ний и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании. Под лицензией закон понимает специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивиду­альному предпринимателю (лицензиату).

Основные принципы осуществления лицензирования:

  • обеспечение единства экономического пространства на территории Рос­сии;
  • установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
  • установление единого порядка лицензирования на территории России;
  • установление лицензионных требований и условий положениями о ли­цензировании конкретных видов деятельности;
  • гласность и открытость лицензирования;
  • соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Что касается единого перечня лицензируемых видов деятельности, то он представлен в законе и состоит из перечисленных видов деятельно­сти, на осуществление которых требуются лицензии (ст. 17 закона), и ви­дов деятельности, на которые не распространяется действие данного за­кона (ст. 1).
Несомненным достоинством рассматриваемого закона является ус­тановление в его ст. 4 критериев определения лицензируемых видов де­ятельности. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесе­ние ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов России и ре­гулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Лицензии предоставляются соответствующими федеральными органа­ми исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Правительство РФ определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности и устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществля­ется органами исполнительной власти субъектов РФ.
Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена фе­деральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ, может осуществляться на всей территории России. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицен­зирующим органом субъекта РФ, может осуществляться на территориях иных субъектов РФ при условии уведомления лицензиатом лицензирую­щих органов соответствующих субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Продле­ние срока действия лицензии осуществляется по заявлению лицензиата в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицен­зии. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или пред­ставляет в соответствующий лицензионный орган заявление о предостав­лении лицензии, к которому прилагаются:
копии учредительных документов — для юридического лица;
документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рас­смотрение заявления о предоставлении лицензии;
копии документов, перечень которых определяется положением о лицен­зировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензион­ных требований и условий.
Индивидуальные предприниматели в заявлении указывают паспорт­ные данные и сведения о государственной регистрации.

Лицензионный орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соис­кателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, т.е. уже на данном этапе проводится лицензионный контроль.
Лицензионный орган принимает решение о предоставлении или от­казе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положе­ниями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Уведомление о предоставлении лицензии или об отказе в предоставле­нии лицензии направляется (вручается) соискателю в письменной форме. В уведомлении об отказе в предоставлении лицензии должны быть ука­заны причины такого отказа.
В ст. 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов де­ятельности» был введен п. 6, согласно которому по заявлению соискате­ля лицензии или лицензиата в отношении отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в целях защиты имуществен­ных прав и законных интересов граждан, может применяться упрощен­ный порядок лицензирования при условии заключения соискателем лицен­зии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществля­емого им лицензируемого вида деятельности международным стандар­там. Порядок лицензирования (общий порядок лицензирования или упрощенный порядок лицензирования) выбирается соискателем лицензии или лицензиатом самостоятельно.
Соискатель лицензии, изъявивший желание осуществлять лицензи­руемый вид деятельности и выбравший упрощенный порядок лицензи­рования, представляет в соответствующий лицензирующий орган заявле­ние и указанные выше документы, за исключением документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности, а также копию договора страхования гражданской ответ­ственности. Лицензиат, изъявивший желание перейти на упрощенный по­рядок лицензирования, направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о переходе на упрощенный порядок ли­цензирования с приложением копии договора страхования гражданской ответственности или копии сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам.
Срок действия договора страхования гражданской ответственности или срок действия сертификата соответствия должен быть не меньше сро­ка действия лицензии.
Упрощенный порядок лицензирования характеризуется, во-первых, тем, что решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предо­ставлении принимается лицензирующим органом в срок, не превыша­ющий 15 дней со дня поступления заявления и документов. Во-вторых, плановые проверки соответствия деятельности лицензиата лицензион­ным требованиям и условиям не проводятся. В-третьих, некоторые до­кументы, указанные в соответствующем положении о лицензировании, соискатель лицензии при обращении с заявлением не представляет. И в-четвертых, при упрощенном порядке лицензирования проверка возмож­ности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий лицензирующим органом не проводится.
В п. 6 ст. 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных ви­дов деятельности» содержится исчерпывающий перечень видов деятель­ности, в отношении которых может применяться упрощенный порядок лицензирования. В данный перечень, например, включены перевозки грузов морским, внутренним водным, воздушным и железнодорожным транспортом.
В ст. 11 указанного закона определены основания и порядок переофор­мления документа, подтверждающего наличие лицензии. В случае реорга­низации юридического лица в форме преобразования, изменения его на­именования или места его нахождения либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, а также в случае изме­нения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности лицензи­ат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель либо его правопреемник обязаны подать заявление о переоформлении докумен­та, подтверждающего наличие лицензии. В новой редакции закона утра­та документа, подтверждающего наличие лицензии, не была названа сре­ди оснований для переоформления.
В случае реорганизации юридических лиц в форме слияния при на­личии на дату государственной регистрации правопреемника у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности правопреемник вправе подать заявление о переоформ­лении документа, подтверждающего наличие лицензии.
Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридиче­ского лица или прекращения его деятельности в результате реорганиза­ции, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве ин­дивидуального предпринимателя.
Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения ли­цензиатом лицензионных требований и условий. Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае если в установленный срок лицензи­ат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан об­ратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановле­ние лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие ли­цензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получе­ния соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление лицензии.
Помимо неустранения лицензиатом неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензионных требований и условий после приоста­новления действия лицензии, лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нару­шение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов России. Без об­ращения в суд лицензирующие органы могут аннулировать лицензию толь­ко в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной
пошлины за предоставление лицензии. Новая редакция Федерального за­кона «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусматривает определенное сокращение лицензируемых видов деятельности. В п. 5 с т . 18 закона содержится перечень видов деятельности, лицензирование которых прекращается с 1 января 2006 г. Это, в частности, оценочная и аудиторская деятельность. В п. 6 ст. 18 закона перечислены виды деятельности, лицен­зирование которых прекращается с 1 января 2007 г. Здесь названы, напри­мер, туроператорская и турагентская деятельность, а также строительство зданий и сооружений. И, наконец, в п. 7 ст. 18 этого закона установлено, что со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, прекра­щается лицензирование таких видов деятельности, как разработка и про­изводство авиационной техники, эксплуатация взрывоопасных, пожароо­пасных и химически опасных производственных объектов.
В Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятель­ности» была введена новая ст. 17.1, содержащая отсылочную норму об от­ветственности должностных лиц лицензирующих органов в соответствии с законодательством РФ.
Законодательством РФ предусматривается как административная, так и уголовная ответственность за осуществление лицензируемого вида де­ятельности без лицензии. В соответствии со ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществле­ния деятельности без лицензии. Согласно ст. 173 ГК РФ сделка, совер­шенная юридическим лицом, не имеющим лицензии на занятие соответ­ствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной. Таковы основные правовые последствия деятельности без лицензии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!