Госрегулирование предпринимательской деятельности        29 сентября 2010        40         0

Правовые основы, понятие и направления государственного регулирования предпринимательской деятельности

Планирование экономического развития в форме прогнозирования, программирования применяется во многих развитых странах. Привлече­ние же частных фирм к выполнению мероприятий, предусмотренных в государственных программах, осуществляется, как правило, посредством за­ключения государственных контрактов. Например, во Франции практику­ется заключение контрактов между предприятиями и уполномоченными государственными органами, когда за определенные действия, поддержива­емые государством, предприятие получает в согласованных размерах нало­говые льготы, льготные кредиты, субсидии и другие формы поддержки.
Одной из основных форм государственного регулирования экономи­ки является антимонопольное регулирование. Именно антимонопольное законодательство рассматривается в качестве экономических конституций стран с развитой экономикой.
В России в настоящее время необходимость государственного регу­лирования экономики признается даже оппонентами концепции хозяй­ственного права и разработчиками ГК РФ, поспешившими в свое время назвать ГК РФ «конституцией рыночной экономики». Так, В.Ф. Яков­лев пишет: «Внедряя начала саморегулирования, государство, разумеет­ся, уменьшает свою роль в экономике. Но оно не может самоустранить­ся от нее. Самоустранение государства может привести к печальным, а иногда и даже к гибельным последствиям»’. И приводится печальный пример Албании. Но, в первую очередь, к таким выводам приводит не какой-то зарубежный пример, а наш собственный горький опыт «шоко­вой терапии», приведший к разрушительным для экономики последстви­ям. Таким образом, навязывавшиеся тезисы о «саморегулируемом» рын­ке оказались не только ложными, но и имеющими исключительно отри­цательный результат.
Цель государственного регулирования экономики — обеспечение ре­ализации и защита публичных интересов, таких как оборона и безопас­ность государства, защита прав и свобод человека и гражданина, защи­та социально уязвимых слоев населения, охрана окружающей среды. Без государственного вмешательства в экономику невозможно обеспечить гарантии прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Консти­туцией РФ.
Правовыми предпосылками государственного регулирования эконо­мики являются в первую очередь нормы Конституции РФ: о социальном государстве (ст. 7); о гарантиях единого экономического пространства, поддержке конкуренции, защите различных форм собственности (ст. 8), о запрете монополистической деятельности и недобросовестной конку­ренции (ст. 34) и др.
Согласно ст. 71 Конституции РФ, в ведении России находятся:

  • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития России;
  • установление правовых основ единого рынка;
  • финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денеж­ная эмиссия, основы ценовой политики и т . д .

Эти и другие нормы Конституции РФ предопределяют государствен­ное регулирование экономики и составляют фундамент правового обеспе­чения такого регулирования. Вместе с тем следует отметить, что нормы Конституции РФ, касающиеся государственного регулирования эконо­мики, пока не нашли в законодательстве своего стройного и последова­тельного развития. Назрела жизненная необходимость издания предпри­нимательского (хозяйственного) кодекса, который, в частности, и должен установить публично-правовые правила хозяйствования, определить пре­делы вмешательства государства в экономику, закрепить гарантии прав хозяйствующих субъектов. Только в рамках такого нормативного право­вого акта может быть четко регламентировано государственное регули­рование экономики. Любая неопределенность и размытость в этой сфере будет с неизбежностью порождать бюрократический произвол и корруп­цию. А Россия входит в первую пятерку стран по уровню дополнительных затрат бизнеса, связанных с преодолением бюрократических и админи­стративных барьеров.
Одна из основных причин такой ситуации видится в том, что государ­ственное регулирование экономики строится не на хозяйственно-правовой основе, а по принципам административного права, которое хотя и нужно для борьбы с административными правонарушениями, но ни в коей мере не отражает специфику государственного регулирования хозяйственной деятельности2. Необходимо обеспечить на базе специального хозяйствен­ного законодательства оптимальное сочетание частноправового и публич­но-правового регулирования. Именно такой подход позволит избежать чрезмерного вмешательства государства в экономику, с одной стороны, и издержек рыночной саморегуляции — с другой. Речь должна идти не о «внедрении частноправовых начал в публично-правовую материю» или, наоборот, — о «встраивании отдельных элементов публично-правового воздействия в частноправовое регулирование», а об их системном объ­единении в отношении хозяйственной деятельности.
Усилению государства и повышению его эффективности, построению единой вертикали исполнительной власти в России должно корреспонди­ровать создание системного единства регулирования хозяйственных от­ношений. В настоящее время предпринимаются меры установления та­кого единства в отношении конкретных сфер государственного регулиро­вания экономики. Так, Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее — Закон об особых экономических зонах), вступивший в силу с 22 августа 2005 г . , по своей сути является своеобразным предпринимательским (хо­зяйственным) кодексом в отношении этих зон. Однако достижение це­лей, для которых создаются особые экономические зоны, имеет огромное значение для всей экономики страны. Согласно ст. 3 названного закона особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства но­вых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры. Особая экономическая зона — это определенная Правительством РФ часть тер­ритории, на которой действует особый режим осуществления предприни­мательской деятельности (ст. 2 указанного закона). На территории Рос­сии могут создаваться промышленно-производственные и технико-внед­ренческие особые экономические зоны.
Закон об особых экономических зонах устанавливает нормы о со­здании и прекращении существования особых экономических зон, по­рядке управления ими, правовом положении резидентов, порядке за­ключения соглашений о ведении промышленно-производственной и технико-внедренческой деятельности, а также определяет меры государ­ственной поддержки и гарантии для резидентов. Указом Президента РФ от 22 июля 2005 г. № 8554 в целях реализации данного закона образова­но Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зо­нами, подведомственное Минэкономразвития России. Соответственно, данное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим разработку единой государственной политики
и нормативно-правовое регулирование в сфере создания и функциони­рования особых экономических зон, а агентство — федеральным орга­ном исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению этими зонами. Федеральное агентство по управлению особыми эконо­мическими зонами и его территориальные органы составляют единую централизованную систему управления особыми экономическими зо­нами (ст. 7 закона).
Минэкономразвития России как орган, уполномоченный осущест­влять функции по нормативно-правовому регулированию и в сфере та­моженного дела, например, в соответствии со ст. 37 закона, устанавлива­ет требования к обустройству, сооружению и планировке особой эконо­мической зоны. Закон об особых экономических зонах предусматривает и регламентирует заключение двух видов договоров (соглашения о со­здании особой экономической зоны и ведении промышленно-производ-ственной или технико-внедренческой деятельности). В соглашении о со­здании особой экономической зоны устанавливается, например, порядок формирования наблюдательного совета зоны, в состав которого входят представители органов федеральной и региональной власти, местного са­моуправления, представители резидентов. Наблюдательный совет имеет значительные полномочия. Такой пред­ставительный состав наблюдательного совета обеспечивает как единство вертикали управления особой экономической зоной, так и определенный демократизм управления.
Только в одном логика авторов закона является непонятной. Это ка­сается правового положения резидентов особой экономической зоны. Если резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель или коммерческая орга­низация (за исключением унитарного предприятия), то резидентом про-мышленно-производственной особой экономической зоны признается только коммерческая организация.
В целом Закон об особых экономических зонах является стройным, системным нормативным правовым актом, устанавливающим государ­ственное регулирование конкретной сферы экономики, а также приме­ром для принятия соответствующего общего акта, регулирующего хозяйс­твенную деятельность и закрепляющего единую систему государственно­го регулирования экономики.
В российском законодательстве нет легального определения понятий «государственное регулирование экономики» и «государственное регу­лирование предпринимательской деятельности». Это вполне объяснимо, поскольку отсутствует системообразующий акт по регулированию хозяйственных отношений. Хотя в отношении конкретных сфер такое понятие можно найти. Например, согласно ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» государственное регулирование развития авиации — система экономи­ческого и правового регулирования развития авиации, государственной поддержки и защиты российских разработчиков, производителей, экс-плуатантов и собственников авиационной техники. В данном определе­нии имеются рациональные элементы, которые вполне могут быть ис­пользованы при конструировании понятия государственного регулиро­вания экономики в целом.
Экономическое и правовое регулирование являются необходимыми эле­ментами государственного регулирования экономики. Но здесь следует до­бавить организационное регулирование, если учитывать такие меры госу­дарственного регулирования, как государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов де­ятельности, обязательные предписания и т.п. Государственная поддержка и з а щ и т а субъектов экономической деятельности — также необходимые эле­менты государственного регулирования экономики. Помимо этого сле­дует выделить и государственный контроль за соблюдением требований за­конодательства субъектами экономической деятельности, хотя государс­твенный контроль во многом и охватывается понятием «организационное регулирование». Но государственный контроль должен быть особо выде­лен, в первую очередь, по причине актуальности обеспечения гарантий контролируемых субъектов при его осуществлении.

Страницы: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!