Имущественные основы пред. деятельности        20 июля 2010        16         0

Правовое обеспечение имущественной поддержки предприятий со стороны государства

Для функционирующих субъектов предпринимательства действующим законодательством предусмотрены различные виды имущественной поддержки со стороны государства. Анализ законодательства и правоприменительной практики приводит к выводу о том, что меры государственной поддержки деятельности конкретного субъекта предпринимательства должны быть нацелены прежде всего на укрепление их имущественной базы и привлечение ими различного рода инвестиций для реализации приоритетных проектов в производственной сфере как на этапе их становления, так и в процессе развития.

Например, в качестве меры государственной поддержки предусмотрена возможность зачета задолженности того или иного корпоративного предприятия в объем выделяемых ему бюджетных инвестиций. Данную меру следует отличать от предусмотренного законодательством о приватизации порядка продажи акций открытых акционерных обществ, находящихся в государственной или муниципальной собственности и выставляемых на продажу по конкурсу либо на аукционе. В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон о приватизации) в информационное сообщение о продаже таких акций обязательно включаются сведения об обязательствах открытого акционерного общества, в том числе перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами, государственными внебюджетными фондами. Следовательно, в процессе приватизации при формировании цены продаваемых пакетов акций, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в их реализационной стоимости должны учитываться обязательства соответствующих акционерных обществ.
Сопоставляя этот приватизационный порядок продажи пакетов акций с реализацией на инвестиционных конкурсах (торгах) акций того или иного акционерного общества, необходимо обратить внимание на ряд существенных различий между этими процедурами’. Так, если в первом случае в качестве продавца в такой сделке выступают полномочные органы исполнительной власти по приватизации, то во втором, как правило, частные компании. Другой отличительной чертой является целевое назначение получаемых средств от продажи акций таких акционерных обществ на инвестиционных торгах, которые должны направляться на обеспечение финансирования их инвестиционных проектов, в то время как полученные в результате приватизационных конкурсов денежные суммы направляются в бюджеты соответствующих уровней.
Еще одной мерой государственной поддержки может быть предоставление корпоративным субъектам права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления в пределах нормативов амортизационных отчислений с направлением полученных средств на их техническое перевооружение. Имеется в виду установление специального имущественного режима накопления и использования амортизационных средств, целевое назначение которых заключается в обновлении производственно-технической базы конкретного предприятия или производственного комплекса (холдинга, ФПГ) с учетом той или иной инвестиционной программы. Аккумулированные в результате данной меры финансовые ресурсы могут использоваться только на приоритетных направлениях переоснащения, например, оборудования предприятия с учетом современных научно-технологических требований в условиях жесткой конкуренции.
При установлении особого амортизационного механизма по срокам и порядку использования соответствующих средств производства в рассматриваемых случаях должна приниматься во внимание оценка соблюдения целевого назначения этих средств, которая дается полномочными государственными органами исполнительной власти в рамках своей компетенции в процессе осуществления ими контроля за реализацией таких мер поддержки. В таких случаях основное внимание уделяется определению использования накопленных средств в зависимости от их целевого назначения с учетом задач конкретного осваиваемого инвестиционного проекта.

Наряду с указанными мерами в действующем законодательстве особое место отведено такой мере государственной поддержки, как передача хозяйствующим субъектам в доверительное управление принадлежащих государству пакетов акций. Данная мера специально определяется в пп. 10 п. 1 ст. 13 Закона о приватизации и подкрепляется условиями ст. 26 данного закона, согласно которым по результатам доверительного управления лицо, обладавшее этими акциями и выполнявшее все установленные требования, после истечения срока доверительного управления вправе приобрести эти акции в собственность. Следовательно, завершающим этапом этой меры государственной поддержки является выкуп такого пакета акций управляющей структурой.

К мерам опосредованной имущественной поддержки со стороны государства инвестиционных процессов относится возможность предоставления субъектам предпринимательства государственных гарантий для привлечения ими различного рода целевых инвестиций. Основная цель данной меры — содействие и поддержка деятельности предприятий, холдингов и ФПГ, инвестиционные проекты которых отвечают целям и приоритетам социально-экономической политики государства с созданием на основе таких групп новых инвестиционных механизмов развития современных производственных мощностей, обеспечивающих самофинансирование и снижение нагрузки на государственный бюджет. Согласно общим положениям действующего законодательства понятие государственных гарантий для привлечения инвестиций можно рассматривать, с одной стороны, как декларирование общего принципа гарантирования государством прав субъектов инвестиционной деятельности, а с другой — в качестве определения возможности выдачи гарантий со стороны полномочного государственного органа исполнительной власти для привлечения инвестиций под конкретные проекты.
Принципы гарантирования государством прав субъектов инвестиционной деятельности закрепляются в базовом законодательстве о правовом механизме инвестиций в экономику страны, а именно в Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». В данном нормативном акте в гл. IV о государственных гарантиях прав субъектов инвестиционной деятельности и защите капитальных вложений гарантируется стабильность для инвестора условий и режима, предусмотренных его ст. 15, в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта в соответствии с установленными Правительством РФ дифференцированными сроками.
Целью предоставления государственных гарантий для привлечения инвестиций является стимулирование со стороны государства инвестиционной составляющей в организации работы конкретного предприятия или производственно-хозяйственного комплекса. Данный подход предполагает принятие по тому или иному предприятию адресного решения о гарантируемом обеспечении на федеральном уровне либо от имени субъекта РФ конкретного проекта, которое наряду с другими мерами государственной поддержки призвано активизировать развитие хозяйствующих субъектов конкретного вида в экономике страны.

Возможное предоставление государственных гарантий для привлечения предприятиями и их объединениями инвестиций следует рассматривать именно как инструмент имущественной поддержки деятельности таких субъектов хозяйствования, поскольку в данном случае речь идет не о прямом инвестировании бюджетных средств для реализации отдельных проектов, а об использовании гарантийного механизма как обеспечительного средства под привлекаемые инвестиционные ресурсы. Такая концепция предполагает тщательный анализ соответствующего инвестиционного проекта как со стороны самого инвестора, так и со стороны гаранта в лице полномочного государственного органа на предмет перспективности и эффективности предстоящих финансовых вложений в развитие соответствующей производственно-технической базы с учетом макроэкономических прогнозов и целевых программ развития ключевых отраслей народного хозяйства.
Определяя государственное гарантирование в качестве опосредованной имущественной поддержки предприятий, следует учитывать специфику правовой природы гарантий как инструмента обеспечения исполнения операций по инвестированию средств с использованием механизма предпринимательско-правовых обязательств по кредитованию на возмездных началах со своевременным возвратом полученных средств.
Согласно положениям ст. 329 ГК РФ по действующему законодательству в числе способов обеспечения обязательств указана банковская гарантия без упоминания государственной гарантии. Однако это не исключает возможность использования последней, поскольку данная норма допускает использование в качестве инструмента, стимулирующего надлежащее исполнение обязательства, и другие способы, если они предусмотрены законом или договором.
При этом необходимо учитывать правовую природу гарантии как способа обеспечения, а именно то, что государство, выдавая гарантию под инвестирование в конкретное предприятие, берет на себя обязанность в отношении отечественного или зарубежного инвестора содействовать возврату вложенных им средств с возможной уплатой определенной денежной суммы в установленных случаях согласно условиям выдаваемого гарантийного обязательства. Данное условие и является, как показывает правоприменительная практика, сдерживающим фактором для активного участия государства в таких гарантийных обязательствах, поскольку оно может повлечь за собой соответствующие обременения для федерального бюджета.

Государственной гарантией согласно ст. 115 БК РФ признается способ обеспечения соответствующих обязательств, в силу которого Россия как гарант дает письменное согласие о возможности несения ответственности перед третьим лицом полностью или частично за исполнение получателем инвестиций обязательства по их возврату. Государственная гарантия имеет обязательную письменную форму, несоблюдение которой влечет ничтожность такой гарантии. Она предоставляется, как правило, на конкурсной основе и выдается на срок исполнения гарантируемого обязательства. Действующее законодательство выделяет ряд обязательных требований, предъявляемых к государственным гарантиям, которые должны неукоснительно соблюдаться на практике.

Так, содержание государственной гарантии должно включать сведения о гаранте с указанием наименования (Россия в лице Правительства РФ), объем обязательств по гарантии. Предоставляя государственную гарантию от имени Российской Федерации, Минфин России либо иной уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти обязан провести проверку финансового состояния ее получателя. Выдача государственных гарантий с нарушением установленного порядка влечет ряд отрицательных последствий для участников рассматриваемых правоотношений, в том числе аннулирование указанных гарантий.
Характерной чертой государственной гарантии является ограничение предусмотренного ею обязательства гаранта перед третьим лицом только уплатой суммы, соответствующей объему обязательств по конкретной гарантии, что направлено на исключение компенсации упущенной выгоды. Гарант, исполнивший обязательство получателя государственной гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещение сумм, уплаченных третьему лицу по государственной гарантии, в полном объеме и в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Исходя из их бюджетной природы, возникающие по государственным гарантиям России обязательства являются в соответствии со ст. 97 БК РФ долговыми обязательствами России перед физическими и юридическими лицами, а также иностранными государствами и иными субъектами международного права. При этом объем долгосрочных обязательств по конкретной государственной гарантии, выдаваемой Правительством РФ, вносится в Государственную долговую книгу РФ.

Для привлечения инвестиций наряду с государственными гарантиями в качестве мер государственной поддержки действующим законодательством предусмотрена возможность предоставления инвестиционных кредитов для реализации производственно-технических проектов. Эту меру можно расценивать в качестве одной из форм содействия развитию корпоративных субъектов предпринимательства со стороны государства в период становления рыночной экономики в России с использованием средств из бюджетных источников. С учетом данного факта следует обращать особое внимание на ряд особенностей инвестиционного кредитования.
Так, согласно отдельным положениям БК РФ можно выделить две такие формы финансовой поддержки юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными унитарными предприятиями: бюджетный кредит (ст. 76 БК РФ) и бюджетные инвестиции (ст. 80 БК РФ), которые по своему режиму имеют различия. Это необходимо принимать во внимание при проработке вопроса об их получении на условиях инвестиционных кредитов из средств бюджетов различных уровней.
В процессе решения вопроса о получении конкретным предприятием бюджетных кредитов и бюджетных инвестиций следует учитывать ряд существенных условий, в том числе условие об их предоставлении только юридическим лицам. Другим обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение специальной предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита, включая текущие и годовые отчеты, финансовым органом соответствующего уровня в зависимости от вида бюджета или по его поручению иным уполномоченным органом. В компетенцию уполномоченных органов входят проверка получателя бюджетного кредита в любое время действия кредита, а также проведение контроля за его целевым использованием. Наряду с отмеченным, важным условием является то, что бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее полученным на возвратной основе бюджетным средствам.
Особого внимания требует определение элементов правового режима бюджетного кредита, который согласно ст. 76 БК РФ может быть предоставлен на основании договора, заключенного в соответствии с нормами ГК РФ и с учетом положений других актов действующего законодательства. При этом в число главных условий выделения такого кредита наряду с его возмездностью и возвратностью входит тщательная проработка вопроса о предоставлении заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредитных средств.

Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть как банковские гарантии1, так и поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций или иных ценных бумаг, паев в уставном капитале в размере не менее 100% предоставляемого кредита с высокой степенью ликвидности. В случаях неспособности заемщика обеспечить исполнение обязательств по бюджетному кредиту предусмотренными способами бюджетный кредит не предоставляется.
Существенным в характеристике правового режима бюджетного кредита является установление специального порядка возврата предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также платы за пользование ими, которая приравнена к режиму платежей в бюджет. Так, в случаях невозврата средств бюджетного кредита и (или) платы за пользование ими взыскание производится в порядке, предусмотренном для взыскания в бесспорном порядке обязательных платежей в бюджеты различного уровня (ст. 298 БК РФ). Судебный порядок предусмотрен только для изъятия сумм бюджетного кредита, предоставленного с нарушением установленного порядка.
Наряду с отмеченным, при определении правового режима, установленного для бюджетных инвестиций, необходимо также учесть как особый порядок оформления, так и последствия их выделения. Так, предоставление бюджетных инвестиций влечет возникновение права государственной собственности на эквивалентную часть уставного (складочного) капитала и имущества юридического лица с соответствующим оформлением такого участия России либо ее субъекта согласно нормам ГК РФ.
Поэтому обязательным условием для проработки вопроса о предоставлении бюджетных инвестиций является наличие технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также подготовленного проекта договора между Правительством РФ (органом исполнительной власти субъекта РФ) и получателем инвестиций об участии России (ее субъекта) в собственности инвестируемого предприятия.
Особенность бюджетных инвестиций проявляется прежде всего в приоритетности их направления путем вложения капитала в стратегически значимые для государства объекты, которые нацелены на обеспечение обороноспособности страны, создание необходимых условий для жизни и здоровья населения, включая возведение объектов экологической безопасности с учетом современных требований (стандартов) профильных отечественных и международных организаций. Решение подобных масштабных задач при участии государства путем бюджетного инвестирования реально с привлечением таких крупных предприятий, а также производственно-хозяйственных комплексов в форме холдингов либо финансово-промышленных групп.
В рамках действующего законодательства предприятия и производственно-хозяйственные комплексы могут выступить заемщиками еще одной разновидности инвестиционных кредитов — налоговых, что представляет большой практический интерес. В соответствии со ст. 66 НК РФ инвестиционным налоговым кредитом является определенное изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется государством возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по отдельному налогу с последующей поэтапной выплатой суммы такой недоплаты (кредита) и начислением соответствующих процентов за пользование этими средствами.
Налоговый кредит может быть исчислен по предстоящим платежам как на федеральном уровне по налогам на прибыль (доход) организации, так и по региональным и местным налогам на основании решения полномочных финансовых органов. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на срок от одного года до пяти лет с совокупной накопляемой суммой кредита в течение фиксированного налогового периода в пределах не более 50% от суммы налога, которая подлежала бы уплате в полном объеме за этот налоговый период.
При этом условие о сроке инвестиционного налогового кредита наряду с основаниями его предоставления закрепляется не в каком-либо административном акте, а в договоре, заключаемом между организацией-налогоплательщиком и уполномоченным органом в порядке, предусмотренном ст . 67 НК РФ. Согласно п. 1 этой статьи в числе оснований предоставления инвестиционного налогового кредита предусмотрены проведение организацией НИОКР либо технического перевооружения собственного производства, осуществление инвестиционной деятельности либо выполнение важного заказа по социально-экономическому развитию региона.
Договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать ряд обязательных условий, в том числе о недопустимости в течение срока его действия передачи либо реализации другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого предприятием явилось условием для предоставления рассматриваемого кредита. Это условие целесообразно рассматривать как особую разновидность такого способа обеспечения исполнения обязательств, как залог, который занимает одно из центральных мест среди других способов обеспечения’. Другой его характерной чертой является то, что не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставкам менее 1/2 и превышающей 3/4 ставки рефинансирования Банка России.
Для полноты характеристики инвестиционного налогового кредита как допускаемой законодательством меры государственной поддержки субъектов предпринимательства и их объединений следует отметить, что данный кредит является составным элементом государственной налоговой политики о возможном изменении сроков уплаты налогов, в том числе и в отношении организаций, входящих в состав участников холдингов либо в финансово-промышленные группы, если для этого имеются указанные в действующем законодательстве основания. Анализ правоприменительной практики приводит к выводу о целесообразности получения инвестиционных налоговых кредитов именно отдельными предприятиями, ориентированными на наукоемкое производство с инновационной деятельностью и выпуском конкурентной продукции.
Таким образом, можно констатировать, что субъекты предпринимательства в своей деятельности вправе опираться на различные меры государственной имущественной поддержки, которые к тому же могут быть дополнены льготами и гарантиями со стороны органов государственной власти субъектов РФ в пределах их компетенции. Имеется в виду предоставление предприятиям государственных гарантий субъектами РФ для привлечения различного рода инвестиций (п. 1 ст. 115 БК РФ), а также бюджетных кредитов (п. 5 ст. 76 БК РФ) и инвестиций (п. 1 ст. 80 БК РФ), инвестиционных налоговых кредитов (пп. 3 п. 1 ст. 66 НК РФ) в пределах компетенции республик, областей, краев России. Поэтому при определении возможных мер государственной поддержки конкретного хозяйствующего субъекта необходимо учитывать совокупность факторов, в том числе его специализацию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!