Главное меню
Предпринимательское право РФ


История правовой работы в сфере предпринимательства

История правовой работы в России — во всем многообразии ее организационных форм и проявлений, методов и способов государственного руководства ею — еще ждет своих исследователей, и особенно это касается дореволюционного периода развития экономики страны. На разных этапах истории государственного регулирования экономической деятельности в России менялись (и развивались) как формы взаимодействия различных органов государства с субъектами предпринимательской деятельности и лицами, непосредственно в предпринимательских структурах осуществляющих юридическую работу — адвокатами, приказчиками (в дореволюционной учебной юридической литературе отмечалось, что работа приказчиков носила юридический характер и состояла в совершении сделок, Г.Ф. Шершеневич прямо относил приказчиков к категории юридических сотрудников)1, присяжными поверенными, юрисконсультами, так и организационные формы, в которых осуществлялась правовая работа в целом и деятельность юридических служб в частности в этих предпринимательских структурах.
Как отмечается в научной литературе, уже в начале XVIII в., при Петре I, государство начало создавать фабрики и затем передавать их в частные руки, предоставляло льготы и кредиты людям, открывавшим новые предприятия, становясь в положение банкира, и тем самым получало право строго следить за деятельностью компаний, причем это вмешательство в частное предпринимательство государство считало не только своим правом, но и обязанностью. Нет сомнений в том, что такое вмешательство государства в дела частного предпринимательства (и тем более в дела фабрик, заводов и других предпринимательских структур, находящихся в собственности государства) осуществлялось (во времена Петра I это была, в основном, Мануфактур-коллегия, в XIX в. это сначала Министерство финансов и Министерство внутренних дел, позже — Министерство торговли и промышленности, а в части казенного хозяйства — Министерство государственных имуществ, в годы первой Мировой войны — Особые совещания: по обороне, топливу, перевозкам и продовольствию) в более или менее правовой форме и требовало соответствующего правового профессионализма от участников данного процесса.

Наверняка не в меньшей мере правовой профессионализм требовался еще тогда. Изначально — во взаимодействии руководителей и владельцев фабрик и заводов с партнерами по коммерческим сделкам, в особенности — с зарубежными партнерами. Создание в 1754 г. при императрице Елизавете Петровне Банка для дворянства (переименованного позднее в Государственный заемный банк) и Купеческого банка, в 1764 г. — Коммерческого банка в Астрахани (для финансирования армянской Компании по торговле с Персией), в 1769 г. в Москве и Санкт-Петербурге Ассигнационных банков (в 1786 г. преобразованных в единый Государственный ассигнационный банк), учреждаемых на основе Жалованной грамоты городам 1785 г. городских общественных банков для выдачи ссуд жителям на торговые дела, а также в случае нужды и несчастья3, и др., и их довольно бурное вплоть до октября 1917 г. развитие требовало адекватного финансово-правового профессионализма от банковских служащих. А с созданием в начале XIX в. в России коммерческих судов в осуществлении судопроизводства в них без названных профессионалов любые предпринимательские структуры уже не могли и обойтись.

Нет сомнений и в том, что в бурном развитии экономики дореволюционной России есть определенная доля заслуг и профессионалов, осуществляющих — в различных формах — юридическое обслуживание предпринимательских структур, которых было к Октябрьской революции 1917 г. много — только акционерных компаний около 3 тыс. с уставным капиталом более 6 млрд руб.
Развитие правового регулирования деятельности юридической службы в народном хозяйстве в первые годы после Октябрьской революции 1917 г. изучено и описано Л.М. Шором и, отчасти, в иных работах. Этапными актами здесь следует назвать:

  1. Декрет СНК РСФСР от 27 июня 1918 г. « Об оплате труда служащих и рабочих советских учреждений» (который предусматривал деление всех советских работников в зависимости от оплаты труда на четыре группы, каждая из которых, в свою очередь, разбивалась на категории — юрисконсульты по этой шкале относились ко второй категории первой группы, т . е . рассматривались как «ответственные работники со специальным знанием»);
  2. Положение об отделах Наркомата юстиции 1920 г .4 (в соответствии с которым право контроля над деятельностью консультационных подотделов всех наркоматов и их юрисконсультов принадлежало общеконсультационному отделу НКЮ — так было до 1923 г . , когда эти функции отдали, в связи с передачей общего надзора за законностью, прокуратуре, однако на совещании наркомов юстиции и прокуроров союзных республик в декабре 1923 г. вновь был поднят этот вопрос, и совещание признало, что работа юрисконсультских частей государственных учреждений и предприятий является частью общей работы органов юстиции по юридическому оформлению хозяйственной деятельности, и признало необходимым регистрацию юрисконсультов в общих органах юстиции, наблюдение прокуратуры за их деятельностью и предоставление органам НКЮ права отвода юрисконсультов);
  3. Декрет СНК РСФСР от 11 мая 1920 г. «О регистрации лиц с высшим юридическим образованием»;
  4. Циркулярное письмо № 3 от 3 января 1925 г. Прокурора республики3 (в котором, признавая юрисконсультов должностными лицами с точки зрения их ответственности, подчиненными и подконтрольными руководителям учреждений и предприятий, органам прокурорского надзора в связи с этим предлагалось избегать непосредственного обращения к юрисконсультам помимо руководителей предприятий и учреждений — можно представить, в какой форме осуществлялось ранее такое обращение, раз потребовался на столь высоком уровне запрет на него);
  5. принятые по итогам Общесоюзного совещания юрисконсультов государственной промышленности ( 17 — 22 мая 1925 г . ) Положение о юрисконсультах госпредприятий, подведомственных ВСНХ СССР (25 июня 1925 г.)  и Положение о бюро юрисконсультов (1 августа 1925 г.), в которых, в частности, подчеркивалось, что юрисконсульты (юридические части) состоят при руководящем органе предприятия и не входят в порядке подчиненности в состав какого-либо отдела предприятия;
  6. Решение второго Всесоюзного совещания юрисконсультов государственной промышленности, созванного В С НХ СССР 20 — 25 марта 1927 г. (где подчеркивалось, что юрисконсультам более чем кому бы то ни было требуется быть не только юристами, но и экономистами, и хозяйственниками);
  7. Постановление СНК РСФСР от 30 марта 1927 г. «О юрисконсультах государственных учреждений и предприятий и кооперативных организаций и надзоре за их деятельностью»7;
  8. утвержденная коллегией НКЮ РСФСР 9 апреля 1928 г. Резолюция третьего совещания работников прокуратуры (определившего следующие методы надзора со стороны прокуратуры за работой юрисконсультов: проведение контрольных совещаний при прокуратуре; информация судебных учреждений о работе юрисконсультов по ведению дел в судах;
  9. доклады о деятельности юрисконсультов на совещании и бюро; обследование юридических частей при помощи бюро юрисконсультов и под руководством прокуратуры; учет юрисконсультов и ознакомление с их деятельностью)  и др.

Анализируя материалы того периода, можно сделать следующие выводы.

  1. В правовом регулировании и оперативном руководстве деятельностью юридической службы в народном хозяйстве тогда наличествовал и даже доминировал классовый подход, выражавшийся в недоверии властей к юрисконсультам, особенно получившим профессиональное юридическое образование в дореволюционное время.
  2. Среди юрисконсультов тогда существовало два взгляда на их роль и задачи: были сторонники курса на оперативно-хозяйственную работу, взгляда, согласно которому юрисконсульты не только юристы, но и хозяйственники, «живущие жизнью предприятия», в котором работают; и были сторонники «чисто правовой работы», сторонники так называемой теории «поверенного», считавшие первых «плохими» юрисконсультами и призывавшие «начать решительную борьбу с превращением юрисконсультов в археологов, производящих раскопки в поисках материалов для обоснования иска».

Победила, как известно, первая точка зрения, впрочем, репрессии 30-х гг. XX 6. и годы войны серьезно ослабили роль, значение, да и численность юридической службы в народном хозяйстве. Характерно, что в Большой советской энциклопедии 1931 г. роль юрисконсульта определялась лишь как содействующая «реализации промфинплана своего учреждения или предприятия путем правильного применения норм административно-хозяйственного права и всемерного укрепления договорной дисциплины».



   
Новости
У «Банка развития предпринимательства» отозвали лицензию
 Банк проводил высокорискованную политику, связанную с кредитованием одного из акционеров Вниманию россиян! Банк России
300 тысяч предпринимателей свернули свой бизнес
Россияне закрывают предприятия из-за повышения страховых взносов В стране продолжают ликвидироваться индивидуальные
Способы защиты предпринимательской деятельности
Основным документом, регулирующим отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
Навигация: Главная / Правовая работа в сфере предпринимательства / История правовой работы в сфере предпринимательства
 
Последние материалы
Популярное
© 2010 - 2013 Предпринимательское право РФ