Главное меню
Предпринимательское право РФ




Правовое регулирование инвестиционной деятельности

Под инвестиционной деятельностью принято понимать вложение капитала в какое-либо, обычно приносящее доход, дело. В связи с этим следует различать инвестиции, когда вложение осуществляется в ценные бумаги, например акции, и инвестиции, при которых речь идет о вложе­ниях в строительство, расширение и реконструкцию предприятий, до­рог, аэропортов и прочих полезных объектов. Именно о последних пой­дет речь в настоящей главе.

В силу Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об ин­вестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в ред. от 22 августа 2004 г.) под инвес­тициями понимаются денежные средства и иное имущество, вкладывае­мые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях полу­чения прибыли или достижения иного полезного эффекта. Иными сло­вами, инвестиции — широкое понятие, включающее в себя как деньги, так и любое другое имущество, движимое и недвижимое, которое может быть использовано при создании предприятий или объектов, не предна­значенных для извлечения прибыли, но необходимых по другим осно­ваниям (оборонный объект, музей и т.п.). В роли инвестиций могут вы­ступать и имущественные права: собственник земельного участка, на­пример, разрешает строительство на нем предприятия, а по завершении работ предоставляет ему право пользования участком на льготных усло­виях. Выгода предприятия здесь состоит в том, что оно экономит на пла­тежах за пользование, а сумма такой экономии считается вкладом соб­ственника участка в предприятие, что дает ему возможность получать свою часть прибыли.

Инвестиции, предназначенные для создания объектов, принято име­новать капитальными вложениями, а инвестиционная деятельность представляет собой вложение инвестиций и осуществление последующих прак­тических действий для получения искомого результата.
В зависимости от источника происхождения, инвестиции делятся на государственные, муниципальные и частные. Россия, ее субъекты и муниципальные образования инвестируют строительство тех или иных объектов, исходя из своих, законодательно очерченных, задач. Частные лица свободны в выборе объектов инвестиций, за исключением случа­ев, когда присутствие частного капитала в инвестировании недопустимо по той причине, что определенные сферы деятельности для него закры­ты (производство боеприпасов, выпуск государственных денежных зна­ков и т.п.).

Государственное регулирование инвестиций, начиная с федераль­ного уровня, направлено на создание для них благоприятных условий и осуществляется путем совершенствования системы налогов; установле­ния специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального ха­рактера; защиты интересов инвесторов, т.е. лиц, вкладывающих средства в строительство (они в данном случае и являются ключевыми фигурами в инвестиционном процессе); предоставления льготных условий поль­зования землей и другими природными ресурсами; создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регуляр­ное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности; принятия антимонопольных мер и т.п.
Все это свидетельствует об интересе государства к инвестициям и его возможностях по созданию общего благоприятного фона для их вложе­ний. Такой интерес объясняется тем, что инвестирование означает пре­вращение денег в предприятия, жилые комплексы и прочие полезные объекты. И если движение частных средств плохо поддается контролю со стороны государства и они могут легко уйти из страны, то построен­ные за их счет объекты, напротив, вполне контролируемы, в том числе в смысле взимания налогов. Кроме того, создание объектов, особенно производственных, ведет к увеличению национального богатства стра­ны, созданию новых рабочих мест и повышает конкурентные возмож­ности России на мировых рынках. Однако для инвестора как лица, вкла­дывающего средства в строительство, одного интереса государства было бы недостаточно. Необходимы государственные гарантии, и в настоящее время они, независимо от форм собственности на инвестиции, сводят­ся, во-первых, к обеспечению равных прав при осуществлении инве­стиционной деятельности. Иными словами, объем правомочий инвесто­ра не зависит от его субъектных характеристик либо характера возводи­мого объекта.

Обсуждение инвестиционных проектов, во-вторых, строится на на­чалах гласности. Она предполагает как открытость в работе с проектами органов власти и муниципальных образований, так и участие граждан в подобном обсуждении, что в ряде случаев не отвечает интересам инвесто­ра как частного собственника, намеренного вложить средства в осущест­вление проекта. Тем не менее граждане, равно как их объединения и ор­ганизации, имеют право на получение информации о будущем строитель­стве, если оно затрагивает их интересы в части обеспечения требований благоприятной среды жизнедеятельности. Они могут также, помимо на­правления обращений в органы местного самоуправления и территори­альные органы исполнительной власти, проводить независимую экспер­тизу проектной документации до ее утверждения.
Разногласия и споры по вопросам обеспечения прав граждан и орга­низаций в период строительства решаются путем проведения согласитель­ных процедур, а если это не дает результата — в судебном порядке. Кроме того, органы исполнительной власти вправе вынести предписание о при­остановлении или прекращении работ, ведущихся с нарушением требова­ний по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности.
Следует заметить, что обращенные к судебной власти требования за­интересованных лиц о ликвидации объекта, построенного с теми или ины­ми нарушениями, на практике удовлетворяются редко, за исключением объектов относительно небольшой стоимости.
Инвестору, в-третьих, гарантировано право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов мест­ного самоуправления и их должностных лиц.
Он вправе, в-четвертых, рассчитывать на защиту капитальных вложе­ний, которые могут быть национализированы только при условии предва­рительного и равноценного возмещения государством причиненных убыт­ков. Реквизиция допускается по решению государственных органов в случаях стихийных бедствий, аварий и прочих чрезвычайных обстоятельств и выражается в изъятии у собственника имущества в интересах общества с выплатой ему соответствующей стоимости, размер которой он вправе оспорить в суде. С прекращением действия указанных обстоятельств соб­ственник вправе потребовать возврата сохранившегося имущества.

В-пятых, Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложе­ний», включает «дедушкину оговорку», суть которой состоит в обеспе­чении стабильности правового регулирования инвестиций. Это достига­ется путем неприменения к инвестиционным отношениям федерально­го нормативного материала в части, ухудшающей положение инвесторов. Эта оговорка в законе, однако, снабжена тремя ограничителями. Один из них связан с тем, что она применима лишь к приоритетным инвестици­онным проектам, т.е. к тем, где размер инвестиций достигает определен­ной суммы и которые включены в перечень таких проектов, утверждае­мый Правительством РФ.
Второе ограничение сводится к многочисленным изъятиям из общего правила о неприменении актов. Так, не распространяются на отношения по реализации приоритетных проектов новые нормативные акты, увели­чивающие размеры ввозных таможенных пошлин (за исключением осо­бых видов пошлин, вызванных применением мер по защите экономи­ческих интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами в соответствии с законодательством РФ), федеральных налогов (за исклю­чением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, произво­димые на территории РФ) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ). Режим «де­душкиной оговорки» не распространяется на изменения и дополнения, которые вносятся в законодательные акты РФ или принимаемые новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ в целях за­щиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопас­ности государства.
Третий ограничитель заключается в том, что стабильность режима для инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, гарантирует­ся в течение срока окупаемости проекта, но не более семи лет со дня на­чала его финансирования. К тому же дифференциация сроков окупае­мости инвестиционных проектов в зависимости от их видов определяется в порядке, установленном Правительством РФ. И лишь в исключитель­ных случаях, при реализации инвестором приоритетного инвестиционно­го проекта в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры, срок окупаемости которого превышает семь лет, Пра­вительство РФ может принять решение о продлении для указанного ин­вестора срока действия оговорки.

Переходя теперь от общих положений непосредственно к инвести­ционному процессу, необходимо констатировать, что его первая стадия, которую иначе именуют предынвестиционной, наступает не раньше, чем инвестор получит представление о том, где именно он намерен постро­ить объект. Но прежде чем перейти к анализу соображений, которые он должен взять в расчет, целесообразно остановиться на вопросе финанси­рования инвестиций. Инвестор может расходовать на реализацию проек­та свои собственные средства или привлечь соинвесторов. В этом случае они приобретут долевую собственность на выстроенный объект. Аккуму­лирование таких средств составляет проблему инвестора, однако приме­нительно, например, к РАО «ЕЭС» данный вопрос решен нормативно: в 2005 г. в абонентную плату за электроэнергию была включена инвес­тиционная составляющая в размере свыше 17 млрд руб., предназначен­ная для финансирования объектов капитального строительства в электроэнергетике.

Инвестор, в принципе, может воспользоваться и кредитными ресурса­ми, но тогда власти при осуществлении крупного проекта могут потребо­вать от него гарантию первоклассного банка, подтверждающую его плате­жеспособность. Такая гарантия необходима для того, чтобы избежать си­туации, когда инвестор окажется не в состоянии погасить кредит и тем самым поставит под вопрос судьбу проекта. Правительством РФ предус­мотрена также возможность предоставления государственных гарантий под инвестиционные проекты социальной и народнохозяйственной зна-чимости. По общему правилу, государственные гарантии предоставляют­ся коммерческим организациям, участвующим в инвестиционном проек­те, в пользу кредитных организаций.
Гарантии такого рода по существу представляют собой поручитель­ство Правительства РФ за исполнение обязательств инвестора перед кре­дитными организациями. Здесь, следовательно, происходит подмена тер-минов: гарантия, самостоятельный вид обеспечения исполнения обяза­тельств, понимается как поручительство — отдельная от гарантии и столь же самостоятельная разновидность обеспечения.
Дальнейшие действия инвестора, также носящие предварительный по отношению к инвестиционному процессу характер, связаны с выбором места для расположения объекта в соответствии с требованиями Градостро­ительного кодекса РФ и поставленных в нем задач устойчивого развития территорий, обеспечения сбалансированного учета экологических, эко­номических, социальных факторов при осуществлении градостроитель­ной деятельности; соблюдения требований безопасности и охраны окру­жающей среды и т.п.
Суть проблемы при выборе места заключается в том, что строитель­ство на земельных участках, осуществляемое лицами — пользователями, арендаторами или собственниками участков, подчинено определенному, нормативно закрепленному режиму, в основе которого лежит разрешенное использование. Иными словами, каждый участок попадает под действие тех или иных ограничений, которые должны учитываться инвестором.
В нормативном материале закреплено правило о том, что граждане и юридические лица обязаны осуществлять градостроительную деятельность в соответствии с градостроительными актами, в том числе генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки. Градо­строительная деятельность распадается на два основных элемента: пла­нирование развития территорий и определение видов использования зе­мельных участков, чем занимаются органы власти и местного самоуправ­ления с участием заинтересованных лиц, во-первых, и проектирование, а также строительство — во-вторых1.
Основное значение для инвестора имеют генеральные планы посе­лений и правила землепользования и застройки.
Подготовка генеральных планов — важнейших градостроительных до­кументов осуществляется применительно ко всем территориям поселе­ний и городских округов.
Генеральные планы включают данные о размещении объектов капи­тального строительства местного значения, в том числе объектов элект­ро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также иных объектов, которые необходимы для осуществления полномочий органов местно­го самоуправления.
В генеральных планах отображаются границы земель сельскохозяй­ственного назначения, лесного и водного фонда, промышленности, энергетики, транспорта, связи; границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха­рактера.
Генеральный план утверждается представительным органом местного самоуправления, а решение о подготовке проекта плана принимается гла­вой местной администрации, причем проект подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципаль­ных правовых актов не менее чем за три месяца до его утверждения и раз­мещается на официальном сайте органа местного самоуправления в сети Интернет. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана. Кроме того, он подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строи­тельства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить содержащиеся в нем предписания в судебном порядке.
Правила землепользования и застройки — нормативный правовой акт органа местного самоуправления, устанавливающий порядок градостро­ительной деятельности на соответствующих территориях. Они разраба­тываются на основе генерального плана поселения и включают террито­риальные зоны различного функционального назначения и градострои­тельные регламенты для каждой территориальной зоны.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соот­ветствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования; предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, а также ограничения использо­вания земельных участков и объектов капитального строительства, уста­навливаемые в соответствии с законодательством РФ.

Правовой режим, установленный для каждой территориальной зоны градостроительным регламентом, применяется в равной мере ко всем рас­положенным в ее пределах земельным участкам и иным объектам недвижимости. На территориях поселений могут устанавливаться территори­альные зоны нескольких видов. Рассмотрим некоторые из них.
Так, жилые зоны предназначены для застройки многоэтажными жилыми домами, жилыми домами малой и средней этажности, инди­видуальными Жилыми домами с приусадебными земельными участка­ми. В них допускается размещение объектов социального и коммуналь­но-бытового назначения, здравоохранения, школьного образования и дошкольных учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта и гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В со­став жилых зон могут включаться и территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
В общественно-деловых зонах размещают объекты здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, предпринимательской деятельности, а также образовательные, админист­ративные, научно-исследовательские учреждения, культовые здания, объ­екты делового, финансового назначения и т.п.
В перечень объектов недвижимости, разрешенных к размещению в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.
Производственные зоны используются для размещения промышлен­ных, коммунальных и складских объектов, транспортной инфраструкту­ры, а также для установления санитарно-защитных зон вокруг них. По­нятно, что в последних не должны находиться жилые дома, дошкольные и общеобразовательные учреждения, учреждения здравоохранения и от­дыха, физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения и т.д.
Таким образом, выше рассмотрены вопросы финансирования ин­вестиций и выбора места размещения объекта, решение которых зави­сит от центральной фигуры инвестиционного процесса, т.е. инвестора, который и несет невыгодные последствия этих решений. На данном эта­пе инвестор взаимодействует с кредитными организациями и публичны­ми властями, но, как правило, не привлекает организаций-исполнителей по предпринимательским договорам. Однако допущенные в рамках этого подготовительного этапа ошибки инвестора способны затем приостано­вить или прекратить начавшийся инвестиционный процесс и в этом слу­чае его участники получат право потребовать от инвестора возмещения причиненных убытков.
Центральное место в рамках того же этапа занимает формирование инвестиционного замысла (намерений), когда инвестор определяет цели ин­вестирования, назначение объекта строительства, профиль его деятель-ности, что прямо связано с местом размещения и источниками финан­сирования; условия и средства реализации поставленной цели, оценива­ет возможности инвестирования и достижения намечаемых результатов. С учетом принятых им на этом этапе решений он представляет органу ис­полнительной власти ходатайство (декларацию) о намерениях.
После получения положительной реакции этого органа инвестор мо­жет приступить к разработке обоснований инвестиций в строительство — первой стадии инвестиционного процесса. Их правовое значение заклю­чается в том, что инвестор не вправе начать проект прежде, чем власти не примут позитивного решения по обоснованиям.
Поэтому они готовятся детально, с учетом градостроительной доку­ментации, и включают исходные данные, где приводятся цели инвестиро­вания, его экономический, социальный и коммерческий эффект, ожида­емый от функционирования объекта в намечаемом месте строительства, общая характеристика объекта инвестирования.
Инвестор должен дать оценку современного состояния производства и потребления намечаемой к выпуску продукции или услуг; обосновать выбор политики в области сбыта продукции на основе прогноза конъюн­ктуры рынка, исследования спроса с учетом уровня цен, инфляции, со­стояния деловой активности.
Обоснования включают производственные возможности (мощности) объекта, исходя из анализа перспективной потребности в продукции и возможности ее сбыта на внутреннем и внешнем рынках с учетом кон­куренции, наличия необходимых ресурсов, уровня качества и стоимости продукции.

Основные технологические решения приводятся путем сравнения возможных вариантов технологических процессов по уровню их эконо­мической эффективности, технической безопасности, степени риска и вероятности возникновения аварийных ситуаций. Законодательство тре­бует проведения оценки возможного воздействия, прямого или косвен­ного, на окружающую среду.
Для нормального функционирования объект должен быть обеспечен необходимым объемом ресурсов. Поэтому в обоснованиях  приводится годовая потребность предприятия в сырье, материалах, энергии, а так­же анализ возможных источников получения ресурсов и оценка их на­дежности.
Еще более важно показать потребность в трудовых ресурсах по кате­гориям работников — рабочих, ИТР, служащих; определить требования к их квалификации, рассмотреть варианты привлечения местной рабочей силы, возможности обеспечения работников предприятия жильем и т.п.



   
Новости
У «Банка развития предпринимательства» отозвали лицензию
 Банк проводил высокорискованную политику, связанную с кредитованием одного из акционеров Вниманию россиян! Банк России
300 тысяч предпринимателей свернули свой бизнес
Россияне закрывают предприятия из-за повышения страховых взносов В стране продолжают ликвидироваться индивидуальные
Способы защиты предпринимательской деятельности
Основным документом, регулирующим отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
Навигация: Главная / Правовые основы инноваций в предпринимательстве / Правовое регулирование инвестиционной деятельности
 
Последние материалы
Популярное
© 2010 - 2013 Предпринимательское право РФ