Главное меню
Предпринимательское право РФ


Предпринимательские договоры

Наука хозяйственного, а ныне — предпринимательского права традиционно выделяет три группы хозяйственных (предпринимательских) обязательств. К первой из них относятся обязательства, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности, ко второй — возникающие при ее регулировании, и к третьей — внутрихозяйственные обязательства.
Обязательства, возникающие при осуществлении хозяйственной деятельности, опосредуют так называемые горизонтальные отношения и представлены предпринимательскими договорами. Одна из их главных отличительных черт состоит в том, что, будучи направленными на реализацию товаров, выполнение работ или оказание услуг, они по объективным причинам не могут оказаться вне сферы активного государственного регулирования.
В самом деле, когда предприниматель продает свой товар, он вправе включать в договор любые правомерные условия, лишь бы покупатель на них согласился, но в то же время связан обязательными, установленными государственной властью требованиями к качеству товара, т.е. техническими регламентами либо сохраняющими свое действие стандартами. Цена, когда товар продает предприниматель, также может находиться под государственным воздействием, если этот товар — электрическая или тепловая энергия и ряд других. В законодательстве указано, что государственное регулирование тарифов (цен) на такие виды энергии осуществляется путем установления размера самих тарифов либо их предельного уровня.
Не менее очевидно присутствие госрегулирования в предпринимательских договорах, где стороной является государственное предприятие.

Государство в лице своих уполномоченных органов определяет порядок составления и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности этих предприятий, а для казенных предприятий устанавливает обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг.
В предпринимательских договорах есть две стороны — публично-правовая и частная. В рамках первой из них предприниматель должен выполнять ряд обязательных требований, зато в пределах второй он может действовать более или менее свободно. В правовой науке до сих пор нет общепризнанных представлений, которые позволили бы четко разграничить эти стороны, но один из наиболее удачных взглядов на проблему высказан римским юристом классического периода Ульпианом, который полагал, что критерием различия областей частного и публичного права служит характер защищаемых интересов. К публичному праву принадлежат нормы, ограждающие интересы государства, к частному — посвященные интересам частных лиц.

Но интерес государства — не что иное, как совокупный интерес граждан данного общества. Поэтому важнейшим признаком предпринимательского договора служит его тесная связь с государственным регулированием бизнеса. И если исходить из того, что любой договор помимо интересов сторон всегда выступает проводником государственной воли, то следует констатировать, что применительно к предпринимательским договорам эта воля реализуется через специфические инструменты, не свойственные регулированию иных обязательств. Общественные интересы диктуют публичный характер предпринимательской деятельности, а утверждение о появлении объективных предпосылок для обоснования существования предпринимательских договоров как особого типа гражданско-правовых договоров входит в противоречие с задачей гармоничного развития экономических отношений в России, которая не может быть решена с ориентацией на частноправовой характер предпринимательских договоров.
В России отсутствует какой-либо единый законодательный акт, из которого можно было бы получить общее представление о государственном регулировании экономики. Отдельные элементы такого регулирования разбросаны по ряду федеральных законов и множеству подзаконного нормативного материала.

Что касается частной стороны, то здесь основная роль принадлежит ГК РФ. Из ГК РФ можно извлечь о предпринимательском договоре лишь те сведения, которые отражают его частноправовую сторону. Сам факт присутствия этих договоров в ГК РФ объясняется тем, что в нем нашли место нормы, посвященные и предпринимательству (в пределах, понятно, все той же стороны), и быту; иными словами, в ГК РФ существуют два режима правового регулирования: предпринимательский и бытовой. Первый из них посвящен бизнесу, а второй — удовлетворению личных потребностей граждан. В ч. 2 ГК РФ предпринимательские обязательства — поставка, аренда предприятия, строительный подряд — соседствуют с такими чисто бытовыми договорами, как розничная купля-продажа, прокат и бытовой подряд.
Данная ситуация представляется не совсем удобной: предпринимательские договоры имеют общие черты с бытовыми, но различий здесь больше, чем сходства. Логичнее поэтому выглядят правовые системы (Германия, Франция, Япония), где наряду с гражданскими изданы специальные торговые или коммерческие кодексы, в которых и урегулирована предпринимательская деятельность.
Обязательства, возникающие в процессе государственного регулирования предпринимательства, т.е. вертикальные обязательства, складываются в отношениях между государственными (муниципальными) органами и коммерческими организациями (индивидуальными предпринимателями) в связи с государственным регулированием бизнеса. Такие обязательства направлены на регламентацию предпринимательства в части выполнения требований по качеству производимых товаров, в ряде случаев — установления цен на товары, работы, услуги, квотирования объемов поставляемых товаров, предоставления коммерческим организациям финансовых ресурсов из средств федерального и регионального бюджетов и т.п. Данные обязательства регулируют предпринимательство с тем, чтобы направить его в требуемое русло, причем на практике возникновение данных обязательств не всегда сопровождается заключением договора, хотя и может рассматриваться в качестве своеобразного соглашения.
Так произошло, например, в период, когда перед Правительством РФ стояла задача организовать гарантированные поставки российским потребителям отдельных видов нефтепродуктов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения, функционирование отраслей экономики и создание условий энергетической безопасности государства. В этих целях Правительство РФ, согласившись с предложением нефтяных компаний, поручило Минтопэнерго России по согласованию с Минэкономики России ежемесячно устанавливать нефтеперерабатывающим организациям балансовые задания на поставки потребителям в РФ отдельных видов нефтепродуктов в процентном отношении от общего объема их производства для всех собственников нефтепродуктов.
В соответствии с этой общей установкой графики транспортировки нефти по системе магистральных нефтепроводов были увязаны с выполнением нефтеперерабатывающими организациями балансовых заданий, а оформление экспорта нефтепродуктов таможенными органами производилось лишь по представлении нефтеперерабатывающими организациями ресурсных справок, подтверждающих наличие у организаций, осуществляющих экспорт, нефтепродуктов в объемах, достаточных для оформления экспорта с учетом балансовых заданий.
В сравнении с отношениями, которые рассматриваются в науке предпринимательского права в качестве вертикальных, т.е. связанных с государственным регулированием предпринимательской деятельности, и горизонтальных, опосредствующих ее осуществление, концепция внутрихозяйственных обязательств со времен ее детальной доктринальной проработки в 60—70-х г г . прошлого века не претерпела существенных изменений.
Так, В.В. Лаптев отмечал, что отношения, складывающиеся в ходе производства в рамках отдельного предприятия между его внутренними подразделениями, регулируются правовыми нормами и имеют форму внутрихозяйственных правоотношений, которые различаются между собой по субъектному составу, содержанию и методам регулирования2. По мнению И.А. Танчука, названные отношения по своей сущности — разновидность производственных отношений, имеющих характер общественных, но не организационно-технических, а потому могущих быть в принципе и являющихся в действительности объектом правового регулирования. Субъектами внутрихозяйственных отношений по мысли того же автора выступают предприятие в целом и его структурные звенья, организующие и ведущие хозяйственную деятельность, а возникающие между этими субъектами отношения можно подразделить по содержанию на две группы:

  1. отношения, которые складываются в процессе руководства хозяйственной деятельностью; участниками этих отношений по вертикали выступают предприятие в целом и внутренние производственные звенья;
  2. отношения, которые складываются в процессе осуществления хозяйственной деятельности; участниками этих отношений по горизонтали выступают внутренние подразделения предприятия, не подчиненные друг другу, связанные межцеховой кооперацией, единством технологического процесса.

Отсутствие серьезных изменений в подходе к внутрихозяйственным отношениям с позиций науки предпринимательского права связано с их замкнутым характером. Данные отношения, не выходя в советский период за пределы предприятий и объединений, а в настоящее время — за пределы коммерческих организаций, консервативны в своей основе, а потому изменения в экономическом укладе влияют на них в гораздо меньшей степени, чем, например, на предпринимательские договоры. В самом деле, структура, система управления и связи между внутренними подразделениями современного предприятия во многом построены по тем же канонам, что и 30 лет назад, за исключением, конечно, всего того, что диктовалось спецификой советского строя.

Классификация внутрихозяйственных отношений, получивших форму внутренних обязательств в виде соглашения сторон, может быть проведена по ряду критериев, а именно:

  • в зависимости от субъектного состава таких отношений, которые могут возникать как между органом управления коммерческой организации и ее внутренним подразделением, так и между подразделениями;
  • исходя из характера опосредуемой этими отношениями деятельности (промышленное производство, строительство, банковская сфера), что определяет особенности их содержания;
  • с учетом выполняемых функций. Всякое внутрихозяйственное обязательство имеет целью оптимизацию внутренних отношений коммерческой организации, однако в этих пределах наличие в нем санкций на случай нарушения позволяет добавить компенсационную и «карательную» функции;
  • в зависимости от наличия или отсутствия механизма разрешения внутрихозяйственных споров;
  • по степени охвата отношений, складывающихся внутри организации. В одних случаях такие обязательства обслуживают лишь основное производство, в других — в них участвуют все подразделения предприятия, в-третьих — ими охвачены только отдельные участки и т.п.

Предпринимательские обязательства обладают рядом общих признаков, среди которых следует назвать следующие.
Первый из них сводится к тому, что все они, независимо от разновидности, так или иначе опосредуют предпринимательскую деятельность.
Вертикальные обязательства необходимы для создания оптимального баланса между интересами государства и коммерческих структур. Предпринимательские договоры, складывающиеся между коммерческими организациями (индивидуальными предпринимателями), по существу представляют собой акты продажи результатов предпринимательства, в чем бы эти результаты ни выражались. Внутрихозяйственные обязательства служат дополнительным фактором оптимизации процесса производства, а их действие не выходит за пределы коммерческой организации.
Второй признак логически связан с первым и заключается в том, что субъектный состав предпринимательских обязательств в зависимости от их разновидности представлен государственными или муниципальными органами, коммерческими организациями, в том числе центрами хозяйственных систем, и внутренними подразделениями таких организаций.
Третий признак состоит в том, что предпринимательские обязательства немыслимы вне государственного регулирования, которое в той или иной степени предопределяет их содержание и, соответственно, поведение сторон.
И, наконец, четвертый признак выражен в том, что обязательства в предпринимательстве, независимо от их вида, снабжены, как правило, санкциями на случай нарушения.

1 Понятие предпринимательского договора
2 Заключение и содержание предпринимательских договоров.
3 Действие договора
4 Изменение предпринимательского договора
5 Исполнение предпринимательских договоров.
6 Обеспечение исполнения договоров
7 Система предпринимательских договоров
8 Договоры, направленные на возмездную передачу товаров в собственность (хозяйственное ведение, оперативное управление)
9 Договор поставки.
10 Обязательство поставки для государственных нужд
11 Договор продажи предприятия
12 Биржевые сделки
13 Договоры, направленные на передачу имущества в пользование (управление). Аренда предприятия.
14 Договор лизинга.
15 Договор доверительного управления имуществом
16 Договор коммерческой концессии
17 Договоры, направленные на выполнение работ. Проектирование
18 Договор строительного подряда.
19 Подряд для государственных нужд.
20 Договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ.
21 Договоры, направленные на оказание услуг. Договор перевозки груза.
22 Договор складского хранения.
23 Договор о хозяйственной зависимости. Производственный контракт
24 Обязательства по передаче средств из бюджета
25 Ответственность в предпринимательских (хозяйственных) отношениях
26 Ответственность во внутрихозяйственных отношениях
 
 
Новости
У «Банка развития предпринимательства» отозвали лицензию
 Банк проводил высокорискованную политику, связанную с кредитованием одного из акционеров Вниманию россиян! Банк России
300 тысяч предпринимателей свернули свой бизнес
Россияне закрывают предприятия из-за повышения страховых взносов В стране продолжают ликвидироваться индивидуальные
Способы защиты предпринимательской деятельности
Основным документом, регулирующим отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
Навигация: Главная / Предпринимательские договоры
 
Последние материалы
Популярное
© 2010 - 2013 Предпринимательское право РФ