Главное меню
Предпринимательское право РФ




Правовое регулирование реализации товаров

Гражданский кодекс РФ устанавливает правила реализа­ции товаров (продукции, услуг, работ, производимых предприятием) по договору купли-продажи, разновиднос­тями которого являются:

  • договор розничной купли-продажи;
  • договор поставки товаров;
  • договор поставки товаров для государственных нужд;
  • договор контрактации;
  • договор энергоснабжения.

Правовой институт купли-продажи положен также в ос­нову правового регулирования торгового оборота производ­ственных активов:
.купля продажа недвижимости;
.продажа предприятия как имущественного ком­плекса.
Институт купли-продажи охватывает также отношения, связанные с продажей недвижимости и продажей предпри­ятия, осуществляемой в хозяйственной деятельности в по­рядке управления производственными активами. Общие положения Гражданского кодекса, посвященные купле-продаже, должны применяться, кроме того, к купле-про­даже имущественных прав, результатов интеллектуальной деятельности, фирменных наименований, товарных зна­ков, знаков обслуживания и иных средств индивидуализа­ции гражданина или юридического лица, выполняемых ими работ или услуг, если иное не вытекает из содержа­ния или характера соответствующих прав или существа объекта гражданских прав.
Предметом договора являются: наименование товара (иму­щества, сложного имущественного комплекса), его количест­во, условия, по которым стороны в момент заключения дого­вора достигли соглашения или относительно которых по за­явлению одной из сторон должно быть достигнуто соглаше­ние, и вытекающие из этих условий обязательства сторон.
Договор считается заключенным при соблюдении двух необходимых условий:
.сторонами должно быть достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора;
.достигнутое сторонами соглашение по своей форме должно соответствовать требованиям, предъявляемым к та­кого рода договорам (ст. 432 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 cm. 432 Гражданского кодекса к чис­лу существенных относятся следующие условия договора:
1. О предмете договора. Применительно к отдельным разновидностям договора купли-продажи предмет догово­ра детализируется, а диспозитивные нормы, определяю­щие это существенное условие, дополняются специальны­ми правилами. Например, по договору, предусматриваю­щему поставку товаров в течение срока действия договора отдельными партиями, в котором не определены периоды поставки, товары должны поставляться помесячно (п. 1 cm. 508 ГК). Покупатель при принятии товаров должен проверить их количество и качество и о выявленных несо­ответствиях или недостачах товаров незамедлительно пись­менно уведомить поставщика (ст. 513 ГК).
В отношении некоторых разновидностей договора куп­ли-продажи с учетом существа возникающих из них обя­зательств законодатель расширяет предмет договора пу­тем возложения на стороны дополнительных обязанностей. Так, по договору контрактации в предмет договорного обя­зательства, по которому обязанной стороной выступает производитель сельскохозяйственной продукции, включа­ется обязанность последнего совершить дополнительные действия: вырастить или произвести сельскохозяйствен­ную продукцию, подлежащую передаче заготовителю.
В некоторых случаях законодатель ужесточает требова­ния к заключению договора путем исключения возможности определения его существенных условий диапозитивными нормами. Например, договор продажи недвижимости дол­жен предусматривать цену этого имущества. При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме ус­ловия о цене недвижимости договор считается незаключен­ным, поскольку правила определения цены, предусмотрен­ные п. 3 cm. 424 ГК, не подлежат применению (cm. 555 ГК).
2. Условия, необходимые для договоров данного вида. К условиям договора, указанным в законе или иных пра­вовых актах в качестве необходимых для договоров данно­го вида, в первую очередь относятся условия, которые представляют собой видообразующие признаки для данно­го вида договора. Данные условия обычно содержатся в са­мом определении понятия соответствующего вида догово­ра. Например, рассмотрев понятие договора поставки (ст. 506 ГК) и отбросив из числа квалифицирующих призна­ков, выделяющих договор поставки в отдельную разновид­ность купли-продажи, те, которые не относятся к услови­ям договора, можно сказать, что помимо предмета догово­ра и цены товара, являющихся существенными условиями всякого договора купли-продажи, существенным условием договора поставки (по признаку необходимости) следует признать также условие о сроке или сроках передачи по­ставщиком товара (товаров) покупателю.
3. Условия, которые названы в законе или иных пра­вовых актах как существенные для договоров данного ви­да. Например, в соответствии с п. 1 cm. 339 ГК в договоре о залоге должны быть предусмотрены: предмет залога; его оценка; существо, размер и срок исполнения обязательст­ва, обеспечиваемого залогом, а также указание на то, у ка­кой из сторон находится заложенное имущество. Кроме то­го, Гражданский кодекс содержит диспозитивные нормы, определяющие два из перечисленных существенных усло­вий договора: а) правило о том, что заложенное имущество остается у залогодателя, если иное не предусмотрено дого­вором (ст. 338); б) положение о том, что, если иное не пре­дусмотрено договором, залог обеспечивает требование в том объеме, какой оно имеет к моменту удовлетворения, в ча­стности проценты, неустойку, возмещение убытков, при­чиненных просрочкой исполнения, а также возмещение не­обходимых расходов залогодержателя на содержание зало­женной вещи и расходов по взысканию (ст. 337).
4. Условия, относительно которых по заявлению од­ной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Если при заключении договора возникают разногласия сторон, то в отношении соответствующего условия одна из сторон должна прямо заявить о необходимости достижения соглашения под угрозой отказа от заключения договора. На практике нередко бывает так, что стороны при заключении договора не урегулировали разногласия, например о разме­ре договорной неустойки за неисполнение обязательств, но затем выполняли условия договора. При возникновении спора в связи с применением ответственности одна из сто­рон заявляет о том, что договор следует считать незаклю­ченным, так как в свое время не было достигнуто соглаше­ние по условию договора о размере неустойки. В подобном случае договор признается заключенным (но без условия о размере неустойки), имея в виду, что ни одна из сторон при заключении договора не заявила о необходимости достиже­ния соглашения по спорному условию договора.
Наиболее сложными условиями, по которым должно быть достигнуто соглашение сторон по договору купли-про­дажи, обычно являются ассортимент, качество и цена товара. В условиях достаточно широкой олигополиии, ха­рактерной для современных рынков, продавец и покупа­тель имеют возможность выбора потребителя (производи­теля). Более того, товаропроизводитель уже на стадии опытной разработки продукции планирует выбор своих по­зиций в конкуренции, предпочтительность тех или иных рынков и свой конкурентный статус на этих рынках. При этом он определяет свою ассортиментную политику, поли­тику в области качества товара и ценовую политику. Стре­мясь продемонстрировать покупателю добротность своего товара, товаропроизводитель индивидуализирует свой то­вар посредством товарного знака, знака обслуживания или наименования места происхождения товара.
Государство, со своей стороны, содействует участникам рынка (сторонам договора купли-продажи), оказывая под­держку добросовестной конкуренции и ограничивая монопо­листическую деятельности и недобросовестную конкуренцию.

1 Купля-продажа. Реакция предприятия на конъюнктуру рынка
2 Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров
3 Договор купли-продажи
4 Договор мены
5 Внешнеторговый договор купли-продажи. Понятие внешнеторгового договора
6 Источники правового регулирования внешнетор­гового договора купли-продажи
7 Базисные условия поставки
8 Формирование условий внешнеторгового дого­вора
9 Поставка товаров. Договор поставки
10 Поставка товаров для государственных нужд
11 Типичные ошибки в договорах поставки
12 Торговый оборот производственных активов предприятия. Предприятие как объект права
13 Купля-продажа недвижимости
14 Продажа предприятия (имущественного комплекса)
15 Правовые основы биржевой торговли
16 Правовое регулирование отношений в области рекламы. Законодательство о рекламе. Федеральный закон «О рекламе»
17 Практика разрешения споров, возникающих в связи с применением законодательства о рекламе
 
 
Новости
У «Банка развития предпринимательства» отозвали лицензию
 Банк проводил высокорискованную политику, связанную с кредитованием одного из акционеров Вниманию россиян! Банк России
300 тысяч предпринимателей свернули свой бизнес
Россияне закрывают предприятия из-за повышения страховых взносов В стране продолжают ликвидироваться индивидуальные
Способы защиты предпринимательской деятельности
Основным документом, регулирующим отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
Навигация: Главная / Правовое регулирование реализации товаров и торгового оборота производственных активов предприятия
 
Последние материалы
Популярное
© 2010 - 2013 Предпринимательское право РФ