Главное меню
Предпринимательское право РФ


Правовая организация производственных комплексов

Крупные производственно-хозяйственные комплексы широко создавались в условиях плановой экономики. В тот период они действовали главным образом в качестве хозяйственных объединений. Всесоюзные и республиканские промышленные объединения представляли собой группы предприятий во главе с органом управления. Орган управления выступал в правовых отношениях в интересах объединения.

Подобный производственно-хозяйственный комплекс конструировался как хозяйственная система, включавшая в себя предприятия, организации и центр системы. Последний признавался субъектом права и имел права юридического лица, а система в целом обладала лишь некоторыми элементами хозяйственной правосубъектности. В условиях плановой экономики хозяйственные системы часто носили монополистический характер и сочетали административные и экономические методы управления.
При переходе к рыночной экономике правовая организация производственно-хозяйственных комплексов существенно изменилась. Важное значение для развития таких комплексов имело издание Указа Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий». В нем предусматривалось, что в целях упорядочения структурной перестройки в промышленности, обеспечения защиты национальных интересов в период широкомасштабной приватизации должно проводиться создание интегрированных производственно-технологических комплексов при приватизации крупных государственных предприятий и объединений, составляющих основу промышленного потенциала страны. Было установлено, что такие комплексы должны создаваться в отраслях связи, электроэнергетики, производства нефти, газа, радиоэлектроники, вооружений, боеприпасов и в некоторых других отраслях.

В современных условиях производственно-хозяйственные комплексы в нашей стране создаются в форме холдингов и финансово-промышленных групп. Они действуют в качестве хозяйственных систем, которые не пользуются правами юридического лица, но в некоторых отношениях обладают хозяйственной правосубъектностью.
В качестве субъектов права подобные комплексы выступают, например, в отношениях, регулируемых антимонопольным законодательством, где они признаются группами лиц (см. § 4 гл. 5 учебника). В отношении финансово-промышленных групп в законодательстве предусматривается возможность признания их консолидированными субъектами налоговых отношений. Возможность признания производственно-хозяйственных комплексов субъектами налоговых отношений вытекает из ст. 20 НК РФ, согласно которой налогоплательщиками являются взаимосвязанные лица.
Производственно-хозяйственные комплексы могут также выступать субъектами инвестиционной деятельности. В инвестиционном законодательстве говорится о том, что инвесторами могут выступать группы лиц (объединения), не имеющие прав юридического лица. Такие положения предусматриваются в законодательстве как о внутренних, так и об иностранных инвестициях1.
Системный подход к правовой организации крупных производственно-хозяйственных комплексов характерен для современного законодательства нашей страны. В п. «и» ст. 7i Конституции РФ говорится о федеральных энергетических системах.
Одной из таких систем является система газоснабжения, правовое положение которой определяется Федеральным законом от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». Согласно ст. 5 этого закона федеральная система газоснабжения — это совокупность действующих на территории страны систем газоснабжения: единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Таким образом, в федеральную систему входят региональные системы в качестве подсистем и в конечном счете — все газоснабжающие и газораспределительные организации. При этом в законе подчеркивается, что в систему входят все подобные организации независимо от формы собственности и от организационно-правовой формы. Хотя в других частях этого закона содержатся некоторые неточные формулировки1, системный подход позволяет обеспечить единое правовое регулирование и управление системой газоснабжения в стране.
В рамках производственно-хозяйственного комплекса (хозяйственной системы) возникают сложные и многообразные отношения между его звеньями, а также между ними и центром системы. В процессе осуществления отношений между центром системы (комплекса) и ее звеньями осуществляется внутрисистемное регулирование (организация) хозяйственной деятельности.
Существуют особенности в правовом регулировании внутрисистемных отношений в холдингах, финансово-промышленных группах и в других производственно-хозяйственных комплексах. Рассмотрим теперь конкретно правовое положение холдингов и финансово-промышленных групп.

1 Холдинги
2 Финансово-промышленные группы
 
 
Новости
У «Банка развития предпринимательства» отозвали лицензию
 Банк проводил высокорискованную политику, связанную с кредитованием одного из акционеров Вниманию россиян! Банк России
300 тысяч предпринимателей свернули свой бизнес
Россияне закрывают предприятия из-за повышения страховых взносов В стране продолжают ликвидироваться индивидуальные
Способы защиты предпринимательской деятельности
Основным документом, регулирующим отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
Навигация: Главная / Производственно-хозяйственные комплексы
 
Последние материалы
Популярное
© 2010 - 2013 Предпринимательское право РФ