Правовые основы конкуренции, ограничения монополий        14 октября 2010        23         0

Антимонопольные органы. Антимонопольный контроль за экономической концентрацией

В качестве антимонопольного органа Закон о защите конкуренции рассматривает федеральный антимонопольный орган и его территориаль­ные органы. Обеспечение государственного контроля за соблюдением ан­тимонопольного законодательства, выявление нарушений антимонополь­ного законодательства, принятие мер по прекращению этих нарушений, привлечение к ответственности за такие нарушения, предупреждение мо­нополистической деятельности и недобросовестной конкуренции отне­сены к числу основных функций антимонопольного органа (ст. 22 Закона о защите конкуренции).
В настоящее время названные функции осуществляет и, соответ­ственно, является антимонопольным органом ФАС, Положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №331″.
Территориальные органы подведомственны федеральному антимоно­польному органу и осуществляют свою деятельность в соответствии с за­конодательством РФ на основе положения, утвержденного федеральным антимонопольным органом, который наделяет территориальные органы полномочиями в пределах своей компетенции. Приказом ФАС от 13 ок­тября 2004 г. № 1352 утверждено Положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы.
Закон о защите конкуренции в ст. 23 определяет достаточно широкий круг полномочий антимонопольного органа, который, в частности:

  • возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного за­конодательства;
  • выдает хозяйствующим субъектам, федеральным органам исполнитель­ной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и иным, осуществляющим функции указан­ных органов органам и организациям, а также государственным внебюд­жетным фондам, их должностным лицам обязательные для исполнения предписания. Например, хозяйствующему субъекту может быть выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученно­го вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а органу исполнительной власти — об отмене или изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство;
  • привлекает в случаях и порядке, установленных законодательством, к ответственности организации, должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, допустивших нарушения ан­тимонопольного законодательства;
  • обращается в суд или арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства;
    участвует в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодатель­ства;
  • устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта;
    ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке опре­деленного товара в размере более 35%.

К полномочиям именно федерального антимонопольного органа от­несены, например, издание нормативных правовых актов, дача разъясне­ний по вопросам применения антимонопольного законодательства.
Кроме того, к полномочиям антимонопольного органа (кроме преду­смотренных Законом о защите конкуренции) относятся полномочия, оп­ределяемые законодательством о естественных монополиях, а также за­конодательством о рекламе.
Следует отметить, что на антимонопольный орган распространяется действие Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при прове­дении государственного контроля (надзора)»1.
Одним из важнейших направлений деятельности антимонопольного органа является предварительный и последующий государственный кон­троль за экономической концентрацией, которому посвящена глава 7 За­кона о защите конкуренции.

В Антимонопольном законе отсутствовали понятия «экономическая концентрация» и «концентрация капитала», а в Законе о конкуренции на финансовых рынках давалось понятие концентрации капитала на рын­ке финансовых услуг, под которой понималось слияние, присоединение финансовых организаций, приобретение ими активов или акций (долей в уставном капитале) друг друга, а также приобретение третьими лицами активов или акций (долей в уставном капитале) финансовой организа­ции. Закон о защите конкуренции под экономической концентрацией по­нимает сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влия­ние на состояние конкуренции. Такая трактовка является чрезмерно ши­рокой и расплывчатой.

Статья 27 Закона о защите конкуренции определяет случаи создания и реорганизации коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа. Так, с предварительного согласия антимоно­польного органа осуществляется слияние коммерческих организаций, если суммарная стоимость их активов (активов групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства, превышает 3 млрд руб. или суммарная выручка таких организаций (групп лиц) от реализации товаров за кален­дарный год, предшествующий году слияния, превышает 6 млрд руб., либо если одна из таких организаций включена в реестр хозяйствующих субъ­ектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%.
Суммарная стоимость активов по последнему балансу (3 млрд руб.) и суммарная выручка (6 млрд руб.) используются в качестве критериев для получения предварительного согласия антимонопольного органа на при­соединение одной коммерческой организации к другой, на создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акция­ми (долями) и (или) имуществом другой коммерческой организации. При слиянии финансовых организаций и создании коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имущест­вом финансовой организации, предварительное согласие антимонополь­ного органа необходимо в случае превышения величины суммарной сто­имости активов финансовых организаций или величины суммы активов финансовой организации, установленных Правительством РФ, а в отно­шении кредитных организаций — Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ. Кроме того, в качестве критерия для получения предварительного согласия антимонопольного органа при создании од­ной коммерческой организации за счет имущества другой коммерческой или финансовой организации используются права, которые приобретают­ся создаваемой коммерческой организацией, на распоряжение передава­емыми в ее уставный капитал голосующими акциями или долями созда­ющей организации (ст. 28 и 29 Закона о защите конкуренции).
В ст. 28 Закона о защите конкуренции называются случаи заключе­ния сделок с акциями (долями), имуществом коммерческих организа­ций, правами в отношении коммерческих организаций с предваритель­ного согласия антимонопольного органа. Такое согласие необходимо в приведенных в данной статье случаях, если суммарная стоимость активов по последним балансам лиц (групп лиц), приобретающих акции (доли) и (или) имущество, и лица (группы лиц), акции (доли) и (или) имущество которого и (или) права в отношении которого приобретаются, превыша­ет 3 млрд руб. или если их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает 6 млрд руб. и при этом стоимость активов по последнему балансу лица (группы лиц), акции (доли) и (или) имущество которого приобретаются, превышает 150 млн руб., либо если одно из указанных лиц включено в вышеназванный реестр. Например, предварительное согласие антимонопольного органа необходимо в слу­чае приобретения лицом (группой лиц) голосующих акций акционерно­го общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 25% указанных акций при условии, что до этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось голосующими акциями данно­го акционерного общества или распоряжалось менее чем 25% голосующих акций данного акционерного общества. Указанное требование не распро­страняется на учредителей акционерного общества при его создании.

В ст. 29 Закона о защите конкуренции установлены случаи заключе­ния сделок с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций с предварительного со-гласил антимонопольного органа. Здесь такое согласие необходимо, если стоимость активов по последнему балансу финансовой организации пре­вышает величину, установленную Правительством РФ, а для кредитных организаций — Правительством РФ и Центральным банком РФ. Так, с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляется приобретение долей в уставном капитале общества с ограниченной от­ветственностью лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем одной третьей долей и не более чем 50% долей в уставном капитале это­го общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжать­ся более чем 50% указанных долей.
В целом же случаи получения предварительного согласия антимоно­польного органа, установленные в ст. 28 и 29 Закона о защите конкурен­ции, в основном аналогичны.
В соответствии со ст. 31 Закона о защите конкуренции сделки, иные действия, указанные в ст. 27—29 этого Закона, осуществляются без пред­варительного согласия антимонопольного органа, но с последующим его уведомлением об их осуществлении в случае, если соблюдаются в сово­купности следующие условия:

  • данные сделки, иные действия осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц;
  • перечень лиц, входящих в одну группу , с указанием оснований, по кото­рым такие лица входят в эту группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом в федеральный антимонопольный орган в утвержден­ной им форме не позднее чем за один месяц до осуществления сделок, иных действий;
  • перечень лиц, входящих в эту группу, на момент осуществления сделок, иных действий не изменился по сравнению с представленным в феде­ральный антимонопольный орган.

В ст. 30 Закона о защите конкуренции определены сделки, иные дей­ствия, об осуществлении которых должен быть уведомлен антимонополь­ный орган. Например, антимонопольный орган должен быть уведомлен коммерческой организацией о ее создании в результате слияния коммер­ческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость активов по последним балансам или суммарная вы­ручка от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, коммерческих организаций, деятельность которых прекращает­ся в результате слияния, превышает 200 млн руб., — не позднее чем через 45 дней после даты слияния.
Лица, на которых ст. 30 Закона о защите конкуренции возложена обя­занность уведомлять антимонопольный орган об осуществлении сделок,
иных действий, подлежащих государственному контролю, до осуществле­ния таких сделок, иных действий вправе представить вместо уведомления ходатайство о даче согласия на их осуществление в антимонопольный ор­ган, который обязан рассмотреть это ходатайство.
Среди последствий нарушения порядка получения предварительно­го согласия антимонопольного органа, а также порядка представления соответствующих уведомлений ст. 34 Закона о защите конкуренции на­зывает:
ликвидацию коммерческой организации по иску антимонопольного ор­гана;
реорганизацию коммерческой организации в форме выделения или раз­деления в судебном порядке по иску антимонопольного органа;
признание соответствующих сделок недействительными по иску анти­монопольного органа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!