Правовые основы конкуренции, ограничения монополий        14 октября 2010        40         0

Недобросовестная конкуренция

Недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяй­ствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение пре­имуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, про­тиворечат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требовани­ям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурен­там либо нанесли или могут нанести ущерб их деловой репутации (ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Исходя из приведенных понятий, недобросовестная конкуренция мо­жет осуществляться посредством только активных действий хозяйствую­щих субъектов. При этом действия хозяйствующих субъектов направле­ны на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности. Чтобы действия хозяйствующих субъектов квалифицировать как недоб­росовестную конкуренцию, необходимо доказать, что эти действия яв­ляются противоправными, т.е. противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и спра­ведливости.

С одной стороны, включение морально-нравственных категорий в нормативный правовой акт и придание им юридического значения можно расценивать позитивно, тем более если речь идет о регулировании кон­курентных отношений. Для России это особо актуально, поскольку в на­шей стране построение общества конкурентной экономики начиналось в условиях духовной разрухи. С другой стороны, названные морально-нрав­ственные категории в определенной степени неконкретны, что может слу­жить причиной их различного толкования и даже некоторого злоупотреб­ления ими как со стороны хозяйствующих субъектов, так и со стороны государственных органов, применяющих законы.
Еще одним признаком недобросовестной конкуренции является при­чинение убытков другим хозяйствующим субъектам либо нанесение ущер­ба их деловой репутации. При этом, чтобы действия хозяйствующих субъ­ектов квалифицировать как недобросовестную конкуренцию, достаточно лишь угрозы причинения убытков или нанесения ущерба деловой репута­ции другим хозяйствующим субъектам.
В ст. 14 Закона о защите конкуренции приводятся возможные формы недобросовестной конкуренции. Перечень этих форм не является исчерпы­вающим. Согласно ч. 1 данной статьи не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

  • распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способ­ных причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  • введение в заблуждение в отношении характера, способа и места изго­товления, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
  • некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемы­ми другими хозяйствующими субъектами;
  • продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным исполь­зованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, работ, услуг;
  • незаконное получение, использование, разглашение информации, со­ставляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Первая из приведенных форм недобросовестной конкуренции (распро­странение ложных, неточных или искаженных сведений) характеризуется тем, что хозяйствующий субъект распространяет недостоверную инфор­мацию о конкуренте. Данная форма недобросовестной конкуренции на­зывается еще прямой дискредитацией конкурента. Вторая форма недоб­росовестной конкуренции (введение в заблуждение) заключается в том,
что хозяйствующий субъект распространяет недостоверную информацию о своих товарах. Третья форма недобросовестной конкуренции (некоррек­тное сравнение) называется еще косвенной дискредитацией конкурента. Четвертая форма (введение в оборот товара с незаконным использовани­ем результатов интеллектуальной деятельности) выражается в смешении товаров хозяйствующего субъекта и его конкурентов (паразитировании). Пятая форма, связанная с раскрытием охраняемой законом информации, направлена на дезорганизацию деятельности конкурента.
Согласно ч. 2 ст. 14 Закона о защите конкуренции не допускается не­добросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использова­нием исключительного права на средства индивидуализации юридическо­го лица, индивидуализации продукции, работ или оказываемых услуг.
Решение федерального антимонопольного органа о нарушении по­ложений ч. 2 названной статьи в отношении приобретения и использо­вания права на товарный знак направляется заинтересованным лицом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной соб­ственности для признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку.
Закон о защите конкуренции по существу приравнивает формы недоб­росовестной конкуренции к формам монополистической деятельности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!