Правовые основы конкуренции, ограничения монополий        14 октября 2010        42         0

Понятие конкуренции

Антимонопольное законодательство РФ основывается на Конститу­ции РФ, Гражданском кодексе РФ и состоит из Закона о защите конку­ренции, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указан­ные в ст. 3 Закона о защите конкуренции.
Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополисти­ческой деятельности осуществляется также с помощью подзаконных нор­мативных правовых актов.
Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, кото­рые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной кон­куренции, и в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государствен­ной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные осу­ществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк РФ, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (ст. 3 Закона о защите конкуренции).
Закон о защите конкуренции направлен на обеспечение единства эко­номического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности в РФ, защиту конкуренции и создание условий для эффективного функционирования то­варных рынков.
Конкуренция является экономической категорией и означает состя­зательность, соперничество, борьбу между участниками рынка в дости­жении одной цели. В процессе осуществления хозяйственной деятель­ности хозяйствующие субъекты соперничают по поводу лучших условий производства и реализации продукции, выполнения работ и оказания ус­луг. Главная цель соперничества конкурентов в процессе осуществления предпринимательской деятельности — получение максимально возмож­ной прибыли. Достигать такой цели конкуренты могут как законными, так и незаконными средствами, например, злоупотребляя доминирую­щим положением. Законные средства можно квалифицировать как доб­росовестную конкуренцию, а незаконные — как недобросовестную кон­куренцию.

К функциям конкуренции относят:

  • функцию регулирования (основные производственные факторы на­правляются в те сферы, где в них существует наибольшая потреб­ность);
  • функцию мотивации (стимулирование предпринимателей снижать издержки производства, предлагать на рынке наилучшую по качеству и цене продукцию);
  • функцию распределения (перераспределение дохода в пользу наиболее продуктивных предпринимателей);
  • функцию контроля (ограничение односторонних действий предприни­мателей и предоставление потребителю возможности выбора).

В целом конкуренция представляет собой многозначное явление. Ее называют основным механизмом осуществления товарно-денежной фор­мы взаимосвязи между производителями, основным механизмом ры­ночной экономики, важнейшим элементом хозяйственного механизма, свойством, чертой, атрибутом рынка, главным двигателем современного прогресса. Каждая из приведенных характеристик отражает те или иные стороны этого сложного явления.
Правовая сущность конкуренции отражена в законах и других нор­мативных правовых актах.
Согласно ст. 4 Закона о защите конкуренции конкуренция — сопер­ничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными дей-
ствиями каждого из них исключается или ограничивается их возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Закон о защите конкуренции определяет организационные и право­вые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресе­чения монополистической деятельности и недобросовестной конкурен­ции, а также недопущения, ограничения, устранения конкуренции орга­нами государственной власти и местного самоуправления (ст. 1 Закона). Поддержка свободы конкуренции — одна из основных целей антимоно­польного регулирования. Термин «добросовестная конкуренция» (в отли­чие от недобросовестной) в Законе о защите конкуренции не употребля­ется. Тем не менее именно добросовестная конкуренция подразумевается в приведенном понятии. И поддержка именно добросовестной конкурен­ции гарантируется ст. 8 Конституции РФ.
Термины, употребляемые при определении понятия «конкуренция», раскрываются также в ст. 4 Закона о защите конкуренции. Понятие «хо­зяйствующие субъекты» в смысле этого закона рассматривается в дальней­шем (см. § 2 настоящей главы учебника). Под товаром в Законе о защи­те конкуренции понимается объект гражданских прав (в том числе рабо­та, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Понятие «товарный рынок», явля­ясь экономической категорией, определяется в Законе как сфера обра­щения товара (в том числе иностранного производства), который не мо­жет быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в гра­ницах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность от­сутствует за ее пределами. Товарный рынок может быть федеральным и региональным.
Взаимозаменяемые товары — это товары, которые могут быть сравни­мы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг дру­гом в процессе потребления.
В юридической литературе под конкурентными действиями пони­маются совершаемые субъектами предпринимательства для приобрете­ния ими правомерных преимуществ в своей деятельности состязательные действия, направленные на получение прибыли посредством привлече­ния спроса покупателей (потребителей) и удовлетворения их потребно-стей. Различаются так называемые ценовые и неценовые конкурентные действия.

Прибыль извлекается главным образом посредством реализации соот­ветствующего товара (работы, услуги) потребителю. А в результате такой реализации возможно и удовлетворение потребностей потребителей.
Рынок финансовых услуг охватывается понятием «товарный рынок», поскольку законодатель приравнял финансовую услугу к товару.
Финансовая услуга — это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, ока­зываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц (п. 2 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Федеральный антимонопольный орган утверждает порядок проведе­ния анализа состояния конкуренции в целях установления доминирую­щего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев не­допущения, ограничения или устранения конкуренции. Признаками ог­раничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения то­вара на товарном рынке (в том числе сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!