Правовые основы налоговой системы        08 ноября 2010        27         0

Налоговое бремя (налоговый гнет)

Налоговое бремя — это меры экономических ограниче­ний, создаваемых отчислением средств на уплату на­логов.
На макроэкономическом уровне показатель налогового бремени определяется как отношение общей суммы нало­говых отчислений к совокупному национальному продук­ту. Средний уровень налогового бремени в зарубежных странах составляет обычно 40—45%.
Показатель налогового бремени конкретного налогопла­тельщика отражает долю его совокупного дохода (выручки от реализации продукции, услуг и прочей реализации), изымаемую в бюджет:

Данный показатель дифференцирован по предприятиям различных отраслей производства. Так, на предприятиях по производству винно-водочных изделий и в транспорт­ных организациях этот показатель выше, чем на предпри­ятиях строительной индустрии, и много выше, чем на предприятиях сельского хозяйства.
Снижение ставок налогов (налогового бремени) дозво­ляет увеличивать инвестиции в производство и повышать заработную плату (усиливать мотивацию труда и повышать покупательную способность населения), что в совокупнос­ти приводит к повышению эффективности производства, увеличению доходов предприятия и росту товарооборота, а, следовательно, к росту налоговой базы.
Повышение ставок налогов при неизменном значении налоговой базы ведет к увеличению суммы налоговых по­ступлений пропорционально росту ставок. Однако повыше­ние ставок приводит к уменьшению налоговой базы на по­следующих этапах налогообложения (кривая А на рис. 13.1), в силу чего сумма налоговых поступлений сначала растет с замедлением темпов роста, а по достижению неко­торого порогового значения налогового бремени — умень­шается (кривая Б на рис. 13.1).

Соответственно снижается сумма доходов, остающаяся у налогоплательщика после уплаты налогов (кривая В на рис. 13.1), вследствие чего неизбежно уменьшаются инвес­тиции в производство и снижается заработная плата про­изводственного персонала.
На приведенном графике (рис. 13.1) максимальная сум­ма налоговых поступлений в бюджет (Д0) будет получена при ставке налога Т0 (налоговый предел). При дальней­шем увеличении ставки налога, например до величины Т2 > Т0, доход бюджета уменьшится до величины Д1,2. Та­кой же доход можно получить, не увеличивая, а уменьшая ставку налога до величины Т1 < Т0. При этом у предприя­тий возрастет доход после внесения налоговых платежей и, следовательно, расширятся возможности развития про­изводства, что создаст перспективы существенного роста налоговой базы. Кроме того, при ставке налога Т1 имеется возможность, в случае необходимости, быстро пополнить бюджет за счет повышения налоговых ставок до величины Т0. Если же ставка налога превышает величину Тo, то уве­личить доходы бюджета за счет дальнейшего повышения ставок практически невозможно, а за счет снижения нало­говых ставок до величины to — возможно лишь в перспек­тиве по мере развития производства.

Рис. 13.1. Влияние налогового бремени (ставки налогов) Т на доход налогоплательщика до уплаты налогов (А), после уплаты налогов (В) и на доход бюджета (Б), а также на уход капитала в теневую экономику (Г)

Следует также отметить, что тяжелое налоговое бремя понуждает многих предпринимателей скрывать свои дохо­ды (занижать величину декларируемых доходов) и перево­дить капиталы в теневую экономику.
Коэффициент эластичности налогов. Для характе­ристики уменьшения налоговых поступлений под влияни­ем определяющих экономических факторов (валовой наци­ональный продукт, доходы населения и др.) в макроэконо­мике применяется коэффициент эластичности налогов (Э):

где х — начальный уровень анализируемого фактора; ∆х: — прирост значения анализируемого фактора; у — на­чальный уровень налоговых поступлений (всех налогов, группы налогов или отдельного налога); ∆у — прирост на­логовых поступлений.
Коэффициент эластичности налогов показывает, на сколько процентов изменяются налоговые поступления при изменении определяющего фактора на 1%.
Если ∆х = 0,01х, то Э = 100 • (∆у/у). При ∆у = 0,01 у бу­дем иметь Э = 1,0. Единичная эластичность свидетельству­ет о том, что налоговые поступления в бюджет (во внебюд­жетные фонды) изменяются пропорционально изменению анализируемого фактора.
При ∆у < 0,01 у имеем Э < 1,0 — налоги неэластичны, то есть налоговые поступления изменяются в меньшей сте­пени, чем анализируемый фактор.
При ∆у > 0,01у Э > 1,0 — налоги эластичны, то есть на­логовые поступления увеличиваются (изменяются) более бы­стрыми темпами, чем величина анализируемого фактора.
Исследование эластичности отдельных видов налогов при проектировании налоговой системы позволяет найти ее оптимальный вариант, обеспечивающий максимизацию поступлений налогов при заданном налоговом бремени или минимизацию налогового бремени при заданном уровне на­логовых поступлений (например, в частности, выявление оптимального соотношения налога на прибыль и налога на пользование недрами). Такие исследования позволят так­же находить оптимальные с точки зрения роста налоговых поступлений направления экономического развития в сфе­рах производства и потребления (например, повышение конкурентоспособности товара на основе улучшения его ка­чества и расширения границ товарного рынка дает возмож­ность увеличить сбор налога с продаж).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!