Правовые основы налоговой системы        08 ноября 2010        25         0

Законодательство о налогах и сборах

Законодательство о налогах и сборах состоит из:

  • законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах);
  • законодательства субъектов РФ о налогах и сборах (законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов РФ, принятые в соответствии с Налого­вым кодексом);
  • нормативных правовых актов органов местного само­управления о местных налогах и сборах, принятых пред­ставительными органами местного самоуправления в соот­ветствии с Налоговым кодексом.

Нормативные акты иного уровня в категорию законода­тельства о налогах и сборах не входят. В частности, из­даваемые органами исполнительной власти всех уровней (федеральными, субъектов Российской Федерации, местно­го самоуправления) нормативные правовые акты по вопро­сам, связанным с налогообложением и сборами, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Не относятся к актам законодательства о налогах и сборах издаваемые Министерством РФ по налогам и сбо­рам, Министерством финансов РФ, Государственным Тамо­женным комитетом РФ, органами государственных внебюджетных фондов приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами.

Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федера­ции (схема 13.2). Кодекс состоит из двух частей: часть I (1998 г. № 146-ФЗ, 1999 № 154-ФЗ) и часть II (специальная).

Правоотношения, регулируемые налоговым, зако­нодательством. Законодательство о налогах и сборах ре­гулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возни­кающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездей­ствия) их должностных лиц и привлечения к ответст­венности за совершение налогового правонарушения.

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникаю­щим в процессе осуществления контроля за уплатой тамо­женных платежей, обжалования актов таможенных орга­нов, действий (бездействия) их должностных лиц и при­влечения к ответственности виновных лиц законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не преду­смотрено Налоговым кодексом. Эти отношения регулиру­ются таможенным законодательством.

Действие актов налогового законодательства во времени. Для актов налогового законодательства действу­ют специальные правила вступления их в силу. Кроме то­го, в Налоговом кодексе получили отражение и дальней­шее развитие нормы Конституции РФ, устанавливающие наличие или отсутствие обратной силы тех или иных актов законодательства о налогах и сборах.

Рассмотренные правила вступления актов налогового законодательства в силу и нормы, устанавливающие нали­чие или отсутствие обратной силы этих актов, распростра­няются также на нормативные правовые акты, регулирую­щие порядок взимания налогов и сборов, подлежащих уп­лате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Определение несоответствия актов налогового законодательства Налоговому кодексу. Норматив­ный правовой акт о налогах и сборах признается не соот­ветствующим кодексу, если имеет место хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • издан органом, не имеющим права издавать подобно­го рода акты, либо с нарушением установленного порядка издания;
  • отменяет или ограничивает установленные кодексом права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налого­вых агентов, их представителей либо полномочия налого­вых органов, таможенных органов, органов государствен­ных внебюджетных фондов;
  • изменяет определенные кодексом обязанности участ­ников налоговых правоотношений, а также иных лиц, обя­занности которых установлены Налоговым кодексом;
  • запрещает разрешенные кодексом действия налого­плательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей;
  • запрещает разрешенные или предписанные кодексом действия налоговых органов, таможенных органов, орга­нов государственных внебюджетных фондов, их должност­ных лиц;
  • разрешает или допускает действия, запрещенные ко­дексом;
  • изменяет установленные кодексом основания, усло­вия, последовательность или порядок действий участников налоговых правоотношений, а также иных лиц, обязанно­сти которых установлены кодексом;
  • изменяет содержание понятий и терминов, опреде­ленных в кодексе, либо использует эти понятия и терми­ны в ином значении;
  • иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений кодекса.

Признание нормативного правового акта не соответст­вующим Налоговому кодексу производится в судебном по­рядке, если иное не предусмотрено кодексом.

Действие международных договоров. Отношения в сфере налогообложения в рамках каждой отдельной стра­ны регламентируются не только нормами национального налогового законодательства, но в ряде случаев и нормами международного права. Основной формой этой составной части системы законодательства выступают международ­ные договоры и соглашения. Если международным догово­ром РФ, содержащим положения, касающиеся налогообло­жения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом и принятыми в со­ответствии с ним нормативными правовыми актами, то применяются правила и нормы международного договора.

Субъекты налоговых правоотношений. Субъекта­ми правоотношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются;

  • налогоплательщики и плательщики сборов (организа­ции и физические лица);
  • налоговые агенты, признаваемые таковыми Налого­вым кодексом РФ;
  • Министерство РФ по налогам и сборам (МНС) и его территориальные подразделения (налоговые органы);
  • таможенные органы;
  • сборщики налогов и сборов (например, исполнитель­ные органы местного самоуправления), осуществляющие (помимо налоговых и таможенных органов) прием и взи­мание налогов и сборов, а также контроль за их уплатой;
  • регистрирующие и другие организации, несущие обя­занности, установленные Налоговым кодексом РФ (обязан­ные лица);
  • финансовые органы — при решении вопросов об от­срочке и рассрочке уплаты налогов и сборов , а также других вопросов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ;
  • органы государственных внебюджетных фондов;
  • органы налоговой полиции — при решении вопросов, отнесенных к их компетенции Налоговым кодексом РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!