Правоспособность (компетенция) субъектов предпринимательского права

Правоспособность субъекта предпринимательского права (предпринимательская правоспособность) означает способность иметь права и обязанности по осуществлению и регулированию (организации) предпринимательской деятельности. Предпринимательская правоспособность — неотъемлемый элемент понятия субъекта предпринимательского права. Она дает возможность вести предпринимательскую деятельность, участвовать в предпринимательских отношениях.
В условиях плановой экономики совокупность прав и обязанностей субъектов хозяйственного права характеризовалась понятием компетенции. Это понятие используется и в настоящее время применительно к субъектам, осуществляющим регулирование (организацию) хозяйственной деятельности, а также к внутрихозяйственным субъектам. Что же касается субъектов, непосредственно осуществляющих хозяйственную деятельность (индивидуальных и коллективных предпринимателей), то для их правовой характеристики в настоящее время большей частью используется понятие правоспособности. Это связано с тем, что частноправовые нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, включены в гражданское законодательство, где применяется именно понятие правоспособности.

С точки зрения объема правомочий различается общая и специальная правоспособность. Общая правоспособность дает возможность вести любую хозяйственную деятельность, приобретать любые предпринимательские права и принимать на себя любые обязанности. Специальная правоспособность дает возможность иметь не любые права, а лишь такие, которые соответствуют предмету деятельности субъекта предпринимательского права.
Характерной тенденцией развития правоспособности хозяйствующих субъектов в нашей стране, равно как и за рубежом, является постепенный переход от специальной к общей правоспособности. В условиях плановой экономики правоспособность государственных предприятий была весьма ограничена, первоначально они имели лишь те права, которые прямо предусматривались в законодательстве. В ходе осуществления экономической реформы в 60-е гг. прошлого столетия права государственных предприятий были расширены, стал применяться другой способ определения этих прав — метод исключения. При его использовании предприятия могли решать все вопросы своей хозяйственной деятельности, за исключением тех, которые относятся к компетенции органов хозяйственного руководства. В конце 80-х — начале 90-х гг. XX в. был провозглашен принцип «разрешено все, что не запрещено законом».
Однако этот принцип на первых порах сочетался со специальным характером правоспособности предприятий. Так, в ст. 21 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» указывалось, что

предприятия могут вести любую не запрещенную законом деятельность, соответствующую предмету их деятельности.
Между тем переход к рыночной экономике требовал более широкого определения правомочий предприятий. Особенно это относилось к основному виду предприятий — акционерным обществам, которые стали широко создаваться в тот период. Первоначально были предприняты попытки расширить правомочия предприятий правительственными постановлениями и президентскими указами.
В Положении об акционерных обществах, утвержденном Постановлением Совмина РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 601′, указывалось, что акционерное общество действует в соответствии с предметом деятельности, определяемым в его уставе, но может совершать также сделки, выходящие за пределы уставной правоспособности. Таким образом, по существу, была предусмотрена общая правоспособность акционерных обществ.
В более широком плане этот вопрос определялся Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 14822. В этом положении предусматривалось, что в уставах предприятий не должен обязательно определяться предмет деятельности, за исключением государственных и муниципальных предприятий. Тем самым для предприятий (кроме государственных и муниципальных) была установлена общая правоспособность.
Однако и Положение об акционерных обществах, и Положение о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности в этой части противоречили Закону РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», согласно которому, как отмечено выше, все предприятия в то время обладали специальной правоспособностью.
Данный вопрос был решен надлежащим образом лишь с принятием ч. 1 ГК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных предприятий, могут вести любые виды деятельности, не запрещенные законом. В связи с этим коммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, не должны обязательно указывать в учредительных документах предмет и цели своей деятельности (ст. 52 ГК РФ).
Таким образом, коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных предприятий, обладают в настоящее время общей правоспособностью. Однако из этого правила имеются исключения,

предусмотренные законодательством. Так, согласно Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ)1 банки обладают специальной правоспособностью и не могут заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью (ст. 5 закона). Согласно Федеральному закону от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»2 специальную правоспособность имеют акционерные инвестиционные фонды. В уставе такого фонда должна содержаться инвестиционная декларация, в которой перечисляются виды инвестиционной деятельности, осуществляемой данным фондом. Специальной правоспособностью обладают также страховые организации, центральные компании финансово-промышленных групп и некоторые другие коммерческие организации.
Особой разновидностью специальной правоспособности является исключительная правоспособность. Она дает возможность осуществлять лишь один вид деятельности, не совмещая его с другими видами. Например, согласно Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»3 специализированный реестродержатель может осуществлять только деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, не совмещая ее с другими видами деятельности (ст. 10 закона).
Правоспособность индивидуальных предпринимателей определена в законодательстве недостаточно четко. В ст. 18 ГК РФ в общем плане говорится о праве граждан вести предпринимательскую деятельность. Согласно Закону РСФСР от 7 декабря 1991 г. № 2000-1 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» в свидетельстве о регистрации, выдаваемом индивидуальному предпринимателю, должны были указываться виды деятельности, которые он может осуществлять. В действующих правилах регистрации это не предусмотрено, что дает основания рассматривать правоспособность индивидуальных предпринимателей как общую.
Правоспособность субъектов предпринимательского права ограничивается в связи с лицензированием отдельных видов деятельности. Введение лицензирования определенного вида деятельности означает применение в отношении предприятий, ведущих такую деятельность, режима, близкого к специальной правоспособности. Однако это обстоятельство

не отражается в уставе соответствующего хозяйствующего субъекта, вопрос решается лицензией, выдаваемой лицензирующим органом. При ведении без лицензии деятельности, подлежащей лицензированию, предприятие может быть ликвидировано в принудительном порядке по решению суда (ст. 61 ГК РФ).
Хозяйственная компетенция субъектов, осуществляющих регулирование (организацию) предпринимательской деятельности, как правило, является специальной. Это относится прежде всего к государственным и муниципальным органам, осуществляющим регулирование хозяйственной деятельности. Специальный характер их компетенции дает возможность обеспечить защиту прав и интересов хозяйствующих субъектов при осуществлении государственного (муниципального) регулирования экономики.
Полномочия федеральных государственных органов, осуществляющих государственное регулирование (организацию) хозяйственной деятельности, в общих чертах определяются Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»1. Согласно этому указу в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Федеральное министерство осуществляет государственную политику, нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и агентств, имеет право отменять их решения, противоречащие федеральному законодательству.
Федеральная служба осуществляет контроль и надзор в установленной сфере деятельности, издает индивидуальные правовые акты, но не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование.
Федеральное агентство осуществляет функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом, издает индивидуальные правовые акты. Агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, а также функции по контролю и надзору.

Более конкретно задачи данных государственных органов, осуществляющих регулирование (организацию) хозяйственной деятельности, определяются в положениях об этих органах, утверждаемых Правительством РФ, а иногда — Президентом РФ. При этом в некоторых случаях полномочия государственных органов существенно уточняются, например, отдельным федеральным службам предоставлено право издавать нормативные правовые акты (см. гл. 2 настоящего учебника).
Компетенция подразделений предприятий и иных хозяйствующих субъектов является ограниченной. Они обладают внутрихозяйственной компетенцией, позволяющей им участвовать в отношениях, складывающихся внутри предприятия между ними, а также между подразделениями и предприятием в целом. Внутрихозяйственная компетенция определяется локальными нормативными актами, издаваемыми самими предприятиями.
В законодательстве по-разному регулируются полномочия внутренних и обособленных подразделений. Последние могут участвовать не только в отношениях с подразделениями и предприятием в целом, но и с другими организациями. Однако по общему правилу в этом случае они действуют от имени предприятия, которое утверждает положение о таком подразделении (например, филиале), конкретно определяющее его хозяйственную компетенцию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!