Понятие предпринимательского права        28 октября 2010        18         0

Организационные формы правовой работы в предпринимательстве

В свою очередь, осознание необходимости решения названной задачи вкупе с необходимостью решения иных, не менее важных для собствен­ника (и руководителей) предприятия задач (повышение эффективности предпринимательской деятельности в целях получения высокой прибыли и т.п.) обусловливает и выбор для конкретного предприятия (любой кон­кретной предпринимательской структуры) организационной формы пра­вового обслуживания. Ими являются следующие.
Штатная юридическая служба предприятия, привлекающая по мере необходимости, постоянно или избирательно, иные подразделения пред­приятия к ведению правовой работы, но в целом выполняющая ее само­стоятельно, целевым образом, на плановой основе и максимально воз­можным широким спектром. Разумеется, наиболее оптимальную орга-
низационную форму юридического обеспечения предпринимательской деятельности конкретного предприятия избирает его собственник, но нет сомнений в том, что и сегодня наиболее продуктивными здесь будут собственные — штатные — юристы предприятия, знающие специфику его деятельности, стратегию его развития, живущие жизнью его трудо­вого коллектива и т.д.
Работников штатных юридических служб предприятий, иных пред­принимательских структур традиционно именуют юрисконсультами. Та­кое наименование должности — юрисконсульт — для современной Рос­сии имеет вполне легальную правовую основу. В Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служа­щих, утвержденном Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37 первоначально были названы такие должности штатных работни­ков юридической службы, как юрисконсульт, юрисконсульт II категории, юрисконсульт I категории, ведущий юрисконсульт, ведущий юрискон­сульт — начальник юридического управления, отдела, бюро и т.д.1 После внесения изменений в данное постановление в этом Квалификационном справочнике2 теперь определяются общеотраслевые квалификационные характеристики должностей:
— начальника юридического отдела (обязан: обеспечивать соблюдение за­конности в деятельности предприятия и защиту его правовых интересов; осуществлять правовую экспертизу проектов приказов, инструкций, по­ложений, стандартов и других актов правового характера, подготавливае­мых на предприятии, визировать их, а также участвовать в необходимых случаях в подготовке этих документов; принимать меры по изменению или отмене правовых актов, изданных с нарушением действующего за­конодательства, и т.д.; должен знать: законодательные акты, регламен­тирующие производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия; методические и нормативные материалы по правовой деятельности; гражданское, трудовое, финансовое, административное право; налоговое законодательство; экологическое законодательство; порядок ведения учета и составления отчетности о хозяйственно-фи­нансовой деятельности предприятий и т.д.; требования к квалификации: высшее профессиональное (юридическое) образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет)3;
юрисконсульта (обязан: разрабатывать или принимать участие в разработ­ке документов правового характера; осуществлять методическое руко­водство правовой работой на предприятии; оказывать правовую помощь структурным подразделениям и общественным организациям в подготов­ке и оформлении различного рода правовых документов; участвовать в подготовке обоснованных ответов при отклонении претензий и т.д.; дол­жен знать: законодательные акты, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия; нормативные правовые документы, методические и нормативные материалы по пра­вовой деятельности предприятия; гражданское, трудовое, финансовое, административное право; налоговое законодательство; экологическое законодательство и т.д.; требования к квалификации: высшее професси­ональное (юридическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (юридическое) образова­ние и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со сред­ним профессиональным образованием, не менее 5 лет);
кодификатора (обязан: вести работу по подбору, хранению, систематиза­ции и учету законодательных и нормативных правовых актов и докумен­тов; выдавать необходимые работникам предприятия законодательные и нормативные правовые документы; вносить в экземпляры законодатель­ных и нормативных правовых документов в соответствии с принятыми изменениями и дополнениями необходимые отметки и т.д.; должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, постановления, распо­ряжения, приказы, другие руководящие материалы и документы, каса­ющиеся вопросов делопроизводства и т.д.; требования к квалификации: начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и специальная подготовка по установленной программе без предъявления требований к стажу работы)2.
Вместе с тем во многих коммерческих организациях России исполь­зуют терминологию, распространенную в западноевропейских странах и США, и штатных юристов именуют юридический советник, главный пра­вовой консультант, поверенный в делах; руководителя правовой службы — правовой директор, директор правовой дирекции, заместитель генераль­ного директора по правовым вопросам и т.п. Саму же юридическую служ­бу как структурное подразделение предприятия, если оно состоит не из единственного юрисконсульта, в современной России именуют, в зависимости от количества штатных сотрудников, организационной структуры подразделения, сложившихся на предприятии традиций и иных факто­ров — юридическое бюро, юридический отдел, юридический департамент, юридическое управление (правовой, договорно-правовой отдел) и т.п. Есть в современной России и вице-президенты по правовым вопросам круп­ных компаний, но в таком случае они руководят (не без исключений) не только юридическим подразделением компании, но и одновременно еще одним-двумя подразделениями. Существуют компании, где действуют од­новременно два и больше правовых подразделения, с разделением меж­ду ними функций.
Практика показывает, что эффективнее работает та предприниматель­ская структура (любой организационно-правовой формы), где:

  • есть своя штатная юридическая служба;
  • штатная юридическая служба образована и действует в виде самостоя­тельного структурного подразделения;
  • указанное подразделение подчиняется непосредственно руководителю предприятия;
  • этим подразделением руководит высококвалифицированный профес­сионал, сведущий в разных отраслях права, с большим опытом практи­ческой работы;
  • это подразделение создано и действует на базе собственного, тщательно проработанного локального акта — положения о нем, утвержденного на самом высшем в данном предприятии уровне [ для открытого акционер­ного общества, например, общим собранием акционеров, с тем чтобы было непросто в рабочем порядке генеральному (исполнительному) ди­ректору общества изменить этот акт].

В таком положении  должны быть закреплены основные задачи, ор­ганизационная структура, права и обязанности юридического подразде­ления. Так, весьма важно, чтобы в положении было закреплено следую­щее:

  • юридическое подразделение подчиняется непосредственно руководи­телю (генеральному директору, директору, президенту) предприятия;
  • юридическое подразделение возглавляет начальник, который несет от­ветственность за выполнение возложенных на отдел задач и функций, и на эту должность назначается лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж практической работы по специальности не менее пяти лет;
  • все работники юридического подразделения назначаются на должность и освобождаются от должности непосредственно руководителем (гене­ральным директором, директором, президентом) предприятия;
  • юридическое подразделение вне зависимости от его численности не мо­жет быть включено в состав другого подразделения предприятия;
  • уровень заработной платы сотрудников юридического подразделения должен быть не ниже уровня заработной платы сотрудников других под­разделений предприятия соответствующей категории;
  • начальник юридического подразделения утверждает должностные ин­струкции работникам подразделения, планирует работу и периодически
  • подводит итоги деятельности подразделения;
  • работники юридического подразделения обязаны сохранять коммерче­скую тайну, ставшую им известной в результате выполнения ими своих служебных обязанностей;
  • работники юридического подразделения обязаны вести систематический учет, хранение законодательных и иных нормативных актов, включая ло­кальные нормативные акты, информировать работников предприятия о действующем законодательстве, внесении в него изменений и дополне­ний.

В свою очередь руководство предприятия обязано обеспечить юри­дическое подразделение электронной базой данных о действующем зако­нодательстве, создавать условия для повышения работниками подразде­ления своей квалификации и выполнения ими возложенных на них слу­жебных обязанностей.
Основными задачами, названными в положении о юридическом под­разделении, могут быть:

  • защита прав и законных интересов предприятия;
  • обеспечение правовыми средствами решения задач и функций, осущест­вляемых предприятием;
  • активное использование правовых средств для укрепления финансово­го положения предприятия, улучшения экономических показателей его работы;
  • организационное и методическое руководство подготовкой локальных нормативных актов предприятия;
  • проверка на соответствие действующему законодательству проектов при­казов и распоряжений по предприятию;
  • подготовка правовых заключений и консультационная работа по право­вым вопросам;
  • оказание правовой помощи органам управления предприятия в деле обеспечения законности в деятельности предприятия.

К числу обязанностей юридического подразделения   целесообразно отнести:

  • проверку соответствия законодательству представляемых на подпись ру­ководству предприятия проектов приказов, инструкций, положений и других документов правового характера, визирование их, в случае если они не противоречат законодательству (в случае противоречия проекта законодательству руководитель подразделения, не визируя его, письмен­но сообщает свои замечания по проекту);
  • дачу заключений и справок по правовым вопросам, возникающим в де­ятельности общего собрания, участников совета директоров, исполни­тельного органа предприятия;
  • дачу заключения по проектам локальных актов, поступающих на от­зыв;
  • подготовку предложений об изменении действующих и отмене утрати­вших силу локальных нормативных актов предприятия;
    участие в разработке новых нормативных актов предприятия и других документов правового характера, обеспечение в этих документах право­вых гарантий соблюдения интересов предприятия;
  • оказание методической и консультационной помощи по правовым воп­росам структурным подразделениям, филиалам и представительствам предприятия;
  • работу по всему комплексу вопросов, связанных с правовым обеспече­нием внешнеэкономической деятельности предприятия;
    участие в разработке проектов договоров, контрактов, соглашений, за­ключаемых предприятием;
  • подготовку заключений по исполнительным документам, поступающим на предприятие;
  • представление интересов предприятия в судах общей юрисдикции, ар­битражных судах и третейских судах, а также в государственных и иных органах и организациях при рассмотрении правовых вопросов, ведение всех судебных и арбитражно-судебных дел;
  • осуществление руководства претензионной работой в структурных под­разделениях, филиалах, представительствах, а при небольшом ее объ­еме — самостоятельное ее ведение;
  • анализ и обобщение результатов рассмотрения претензий, судебных и арбитражно-судебных дел и дел, рассмотренных административными органами;
  • разработку и внесение руководству предприятия предложений по устра­нению выявленных недостатков и укреплению договорной дисципли­ны;
  • участие в работе по контролю за соблюдением законодательства при сер­тификации, приемке продукции (товаров) по количеству и качеству;
    подготовку материалов о хищениях, растратах, недостачах, выпуске не­доброкачественной, нестандартной, некомплектной продукции, нару­шении экологического законодательства и иных правонарушениях для передачи их следственным и судебным органам, принятие мер по воз­мещению ущерба, причиненного предприятию;
  • дачу заключений по вопросам применения мер поощрения или привле­чения работников предприятия к дисциплинарной или материальной ответственности;
  • оказание юридической помощи общественным организациям, консуль­тирование работников по правовым вопросам (при наличии возможно­стей).

Для выполнения этих обязанностей юридическое подразделение долж­но быть наделено соответствующими правами, описанными в положении о нем, прежде всего — правом:

  • участвовать в работе органов управления предприятия и в рассмотрении тех вопросов, которые требуют юридических знаний и их применения;
  • получать от работников предприятия расчеты, справки и иные докумен­ты, необходимые для ведения судебных и арбитражных дел и выполне­ния других служебных обязанностей;
  • привлекать по согласованию с руководством предприятия и соответству­ющих структурных подразделений работников для подготовки локаль­ных нормативных актов и участия в необходимых случаях в судебных заседаниях;
  • предъявлять требования к руководителям структурных подразделений предприятия об отмене, изменении или дополнении издаваемых ими актов в случае противоречия их законодательству, приказам и указани­ям руководства предприятия и т.д.

При этом в положении целесообразно закрепить следующее:
визирование проектов приказов, положений, договоров и иных докумен­тов предприятия осуществляется юридическим подразделением после получения виз соответствующих подразделений непосредственно перед их подписанием руководителем;
юридическое подразделение совместно с главным бухгалтером рассмат­ривает материалы о состоянии дебиторской задолженности с целью вы­явления долгов, требующих принудительного взыскания, готовит заклю­чения по предложениям о списании дебиторской задолженности;
участие юридического подразделения в рассмотрении соответствующими структурными подразделениями вопросов, связанных с планированием сделок, предстоящим заключением договоров, анализом платежеспособ­ности будущих контрагентов по договору.
Привлекаемый юрист [в небольших предприятиях на постоянной или временной основе на 0,5 (или с иным показателем) штатной ставки юрисконсульта или по договору подряда]. Нередко это пенсионер либо воен­ный отставник, и привлекается он потому, что на данном предприятии объема работы на полную ставку юрисконсульта недостачно, а обойтись совсем без профессионального юридического обслуживания невыгодно или невозможно по иным причинам.
Бывают и противоположные обстоятельства. На предприятии есть штатная юридическая служба (юридическое бюро либо даже юридический отдел), но конкретная, например, конфликтная ситуация обусловливает необходимость привлечь «извне» высокопрофессионального юриста — специалиста в узкой области знаний (или специализированную юриди­ческую фирму). Известны случаи привлечения «извне» крупными ком­паниями на длительный срок — для решения крупномасштабных дол­говременных задач (осуществления крупных проектов) — нескольких специализированных юридических фирм.
Привлекаться к юридическому обслуживанию предприятия на опре­деленный срок или постоянно может и юрист — индивидуальный пред­приниматель, зарегистрированный в установленном порядке в таковом качестве без образования юридического лица. Значимость такой формы юридического обслуживания предприятий (не сотрудниками штатной юридической службы предприятия и не привлекаемыми для этого адво­катами) повысилась после того, как Конституционный Суд РФ своим По­становлением от 16 июля 2004 г. № 15-П1 снял установленное ч. 5 ст. 59 АПК РФ в системной связи с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»2 ограничение, в силу которого предприятие вправе было вы­бирать своего представителя для участия в арбитражном судебном про­цессе, не состоящего в его штате, лишь из числа адвокатов. Теперь, пос­ле принятия Конституционным Судом РФ названного постановления, работники организаций и частнопрактикующие юристы, предметом де­ятельности которых является оказание юридической помощи, получили возможность выступать в арбитражном суде по соглашению с другими ор­ганизациями в качестве их представителей.
Юридические фирмы, которые могут осуществлять на договорной ос­нове с предприятием полное (или частичное — по отдельным направле­ниям, в зависимости от контракта) правовое обслуживание предприятия либо решать для предприятия конкретную задачу (осуществлять проект). Юридические фирмы бывают универсальными, многопрофильными и специализированными, в том числе — специализирующимися на комп­лексном или выборочном правовом обслуживании предприятия, на осу­ществлении представительства интересов предприятия в судах (арбитраж­ных судах), на урегулировании коллективных трудовых споров и т.п.

К услугам специализированных юридических фирм обычно прибе­гают учредители вновь создаваемого предприятия. Это широко, как от­мечается в литературе, практикуется, так как «в развитых капиталистиче­ских странах совершение практических шагов по созданию нового акци­онерного общества предполагает знание рынка, наличие деловых связей с промышленными, финансовыми и государственными кругами. Вклад­чики капитала поэтому предпочитают пользоваться услугами профессио­нальных организаторов или фирм, специализирующихся на создании ак­ционерных обществ, т.е. учредительной деятельности».
Организационно-правовая форма юридических фирм может быть самой разнообразной, также весьма разнообразными могут быть формы договоров, заключаемых ими по правовому обеспечению предпринима­тельской деятельности предприятий, как и вытекающая из этих догово­ров ответственность юридических фирм перед предприятием. В принци­пе, она может основываться и на договоре страхования профессиональ­ной ответственности исполнителя.
Адвокатура (ее разнообразные организационные структуры), кото­рая оказывает юридическую помощь на договорной основе, в том числе в форме постоянного (извне) правового обеспечения деятельности пред­приятия (так называемое адвокатское юридическое обслуживание) на ос­новании Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокату­ре в Российской Федерации». Но речь идет об отечественной адвокатуре, поскольку п. 4,5,6 ст. 2 указанного закона адвокаты иностранного государ­ства на территории России могут оказывать юридическую помощь только по вопросам права данного государства и только после регистрации фе­деральным органом исполнительной власти в области юстиции. Договор на юридическое обслуживание в любой форме предприятие заключает с адвокатскими кабинетами, адвокатскими бюро, юридическими консуль­тациями, коллегиями адвокатов; непосредственное же юридическое об­служивание во исполнение обязательств по этим договорам осуществля­ют конкретные адвокаты. По форме и по ряду иных параметров правовая работа на предприятии, осуществляемая адвокатурой, мало чем отличается от правовой работы на предприятии, осуществляемой универсаль­ной юридической фирмой.
В России к настоящему времени сложился рынок оказания профес­сиональных юридических услуг для самых различных предприниматель­ских структур. На этом рынке есть спрос, есть предложение; наблюдает­ся определенный рост как спроса, в том числе при расширении спектра юридических услуг, так и предложения; в целом предложение удовлетво­ряет спрос, хотя и не повсеместно и не полностью — в силу географичес­ких особенностей нашей страны и по иным причинам.
Отсутствие единой законодательной основы организации и ведения правовой работы в сфере предпринимательства в современных услови­ях непосредственно на качестве правовой работы, ее эффективности не сказывается, вопросы в достаточной мере решаются локальным право­творчеством. В то же время наличие примерного правового положения о правовой работе (либо о правовой службе, о юридической службе) в сфе­ре предпринимательства, прежде всего для государственного сектора на­родного хозяйства, плодотворно сказалось бы на надлежащем правовом обеспечении организации такой работы и на взаимоотношениях, прежде всего, штатной юридической службы предприятия с руководителем (соб­ственником) и другими подразделениями предприятия.
Отсутствие централизованного методического руководства деятель­ностью юридической службы в сфере предпринимательства современ­ной России практически на ней также не сказывается и какой-либо нуж­ды в таковом руководстве, в прежнем его понимании, сейчас не суще­ствует. Это объясняется в том числе и тем, что такая важная и значимая в прошлом функция названного методического руководства, как «озна­комление работников юридической службы с новыми нормативными ак­тами» с широким внедрением интернет-технологий полностью утратила свое значение.
В настоящее время Минюст России в силу своих полномочий свои­ми силами и средствами лишь способствует развитию рынка юридичес­ких услуг; сотрудничает с объединениями адвокатов, в том числе в сег­менте юридического обслуживания предпринимательства силами адво­катуры; организует повышение квалификации служащих федеральных органов исполнительной власти (хотя еще в 1994 г. в функции ныне уп­раздненного Управления организационно-правового обеспечения юриди­ческой помощи Минюста России входили организация и развитие сис­темы юридических услуг, что было закреплено п. 2 Положения об Управ­лении организационно-правового обеспечения юридической помощи, утвержденного Приказом Минюста России от 22 февраля 1994 г.). Координация же деятельности сотен тысяч штатных работников юридических служб предприятий и вообще всех специалистов, ведущих правовую ра­боту в сфере предпринимательства в России, никем не осуществляется, практически ни в какой форме. Может быть, поэтому нет у нас обще­ственной организации (союза, ассоциации и т.п.) юрисконсультов, нет ни одного СМИ, специализирующегося на юрисконсультской тематике, нет кодекса профессиональной этики юрисконсультов предпринимательской сферы (а нужда в нем имеется). И, может быть, вследствие этого у нас се­годня отсутствуют единые критерии требований, предъявляемых к юрис­консультам, необоснованно сильно различаются их правомочия, размеры заработной платы и прочее?
Организованная должным образом координация в этой сфере (а кро­ме Минюста России и его управлений в регионах эту общефедеральную роль исполнить пока некому, хотя, в принципе, для ее выполнения сле­довало бы создать общественную организацию в форме структурирован­ного федерально-регионального добровольного объединения граждан по профессиональному признаку с собственным периодическим изданием) способствовала бы: обеспечению обмена опытом, повышению квалифика­ции, обучению, пропагандированию правовой культуры, повышению ка­чества нормотворческой деятельности и т.д., серьезному повышению эф­фективности правовой работы в масштабе всей страны, что влекло бы за собой: укрепление России как правового государства, повышение уровня правосознания населения и, в определенной мере, — привлечение в эко­номику страны весьма значительных дополнительных инвестиций.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!