Правовое положение предприятий        10 июня 2010        23         0

Ликвидация предприятий

В отличие от реорганизации, ликвидация предприятий проводится без какоголибо правопреемства. В этом случае полностью прекращается деятельность предприятия, а его имущество распределяется в установленном порядке.
Правила ликвидации предприятий содержатся в законодательстве о предприятиях различных видов. Например, правила ликвидации акционерных обществ определяются в Федеральном законе «Об акционерных обществах», а ликвидации обществ с ограниченной ответственностью — в Федеральном законе «Об обществах с ограниченной ответственностью». Общий порядок ликвидации юридических лиц установлен в ст. 61—65 ГК РФ.

Различаются два вида ликвидации предприятий: добровольная и принудительная.
Добровольная ликвидация проводится в случаях, когда достигнуты цели деятельности предприятия, когда наступил срок, до истечения которого было создано предприятие, и в других случаях по усмотрению учредителей (участников) предприятия или уполномоченного ими органа предприятия.

Решение о ликвидации унитарного предприятия принимается уполномоченным государственным или муниципальным органом. Ликвидация хозяйственного товарищества осуществляется по решению его участников. Вопрос о ликвидации хозяйственных обществ решается общими собраниями их участников. При этом в акционерном обществе общее собрание акционеров принимает решение о ликвидации общества большинством в 3/4 голосов акционеров, участвующих в собрании, в обществе с ограниченной ответственностью общее собрание участников принимает решение о ликвидации общества единогласно.

Принудительная ликвидация проводится по решению суда. Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 10 января 2006 г. № 18ФЗ)1 юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо если оно осуществляет без лицензии деятельность, подлежащую лицензированию, либо ведет запрещенную законом деятельность, либо осуществляет деятельность с нарушением Конституции РФ, либо с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Все эти основания принудительной ликвидации сформулированы в общей форме и полностью относятся к предприятиям и иным коммерческим организациям. В отношении некоммерческих организаций предусматривается также возможность их ликвидации по решению суда, если они систематически ведут деятельность, противоречащую уставным целям организации.
Процедура ликвидации, проводимой как в добровольном, так и в принудительном порядке, выглядит следующим образом. Лицо или орган, принявший решение о ликвидации, незамедлительно сообщает об этом органу государственной регистрации. Последний делает в реестре юридических лиц запись о том, что предприятие находится в процессе ликвидации. Лицо или орган, принявший решение о ликвидации, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора), которая осуществляет последующие необходимые действия, связанные с ликвидацией. Необходимо подчеркнуть, что ликвидационная комиссия назначается этим лицом (органом) не односторонне, а по согласованию с органом государственной регистрации. Этим обеспечивается контроль за соблюдением законности при ликвидации предприятий.
Ликвидационная комиссия действует в интересах и от имени предприятия. Она делает публикацию о ликвидации, в которой указывается, в частности, срок для предъявления требований к ликвидируемому предприятию, причем данный срок не может быть менее двух месяцев. По истечении указанного срока ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается лицом (органом), принявшим решение о ликвидации, по согласованию с органом государственной регистрации.

Требования кредиторов удовлетворяются за счет имеющихся у ликвидируемого предприятия денежных средств, а при их недостаточности — за счет другого имущества, реализуемого на публичных торгах. Тре

бования кредиторов удовлетворяются в определенной очередности, предусмотренной в ст. 64 ГК РФ.
Действующая редакция ст. 64 ГК РФ определена Федеральным законом от 3 января 2006 г. № 6ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации». Выделяются четыре очереди удовлетворения требований кредиторов:

  1. требования, связанные с причинением вреда жизни и здоровью, а также морального вреда;
  2. требования о выплате выходных пособий и оплате труда по трудовым договорам;
  3. требования о взыскании обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды;
  4. требования по расчетам с другими кредиторами.

При ликвидации банков в первую очередь удовлетворяются также требования физических лиц, являющихся их кредиторами по договорам банковского вклада и банковского счета (кроме некоторых требований, перечисленных в п. 1 ст. 64 ГК РФ).
Значение установления очередности предъявления требований кредиторов состоит в том, что требования последующей очереди могут удовлетворяться лишь после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности же средств в пределах одной очереди оплата долгов производится пропорционально сумме требований. При этом требования, не удовлетворенные изза недостатка имущества, признаются погашенными.
В связи с этим надо обратить внимание на то, что сразу после утверждения промежуточного ликвидационного баланса удовлетворяются не все требования, а только требования первых двух очередей. Требования же третьей и четвертой очереди удовлетворяются лишь по истечении месяца после утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
До принятия новой редакции ст. 64 ГК РФ выделялись в качестве отдельной очереди требования по обязательствам, обеспеченным залогом. В настоящее время такие требования в отдельную очередь не выделяются, а права залогодержателей обеспечиваются тем, что соответствующие требования удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

После удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс. Он утверждается, как и промежуточный баланс, лицом (органом), принявшим решение о ликвидации, по согласованию с органом государственной регистрации.
В случае если после расчетов с кредиторами остается имущество, оно передается учредителям (участникам) предприятиядолжника.
После осуществления всех этих действий орган государственной регистрации делает запись в реестре юридических лиц о ликвидации предприятия.
Особый порядок ликвидации применяется в случаях несостоятельности (банкротства) предприятий. Этот порядок определяется законодательством о банкротстве.
От ликвидации следует отличать прекращение недействующих предприятий путем исключения их из реестра юридических лиц. Такой порядок прекращения юридических лиц был введен Федеральным законом от 2 июля 2005 г. № 83ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации». Это было сделано в связи с существованием большого количества бездействующих организаций, прекращение которых посредством применения процедуры ликвидации создавало бы необоснованную бесполезную работу для судов и других государственных органов.
В соответствии с указанным нормативным актом в Закон о государственной регистрации была включена ст. 21′, определяющая порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Такое решение может быть принято в отношении организаций, фактически прекративших деятельность, в течение года не представлявших документов налоговой отчетности и не осуществлявших операций по банковским счетам. Решение о предстоящем исключении из реестра должно быть опубликовано в печати, а кредиторы и иные заинтересованные лица могут представить заявления в трехмесячный срок.
Если в этот срок заявления не поступили, регистрирующий орган исключает недействующую организацию из реестра. Исключение из реестра может быть обжаловано кредиторами и иными заинтересованными лицами в арбитражном суде в течение года. В Информационном письме Президиума ВАС РФ от 17 января 2006 г. № 100′ подчеркивается, что при рассмотрении таких дел арбитражный суд должен исходить из того, что, в случае наличия у юридического лица, исключенного из реестра, нескольких банковских счетов, операции не должны производиться ни по одному из них.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!