Правовое положение предприятий        11 июня 2010        19         0

Малые предприятия

Появление малых предприятий имеет важное значение для развития конкурентной среды, являющейся неотъемлемым элементом рыночной экономики.

Малые предприятия стали создаваться еще в СССР, когда в Законе СССР от 4 июня 1990 г. № 1529-1 «О предприятиях в СССР» такие предприятия были признаны составляющими особую организационно-правовую форму. Однако в Законе РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» малые предприятия не только не выделялись в отдельную организационно-правовую форму, но и вообще не упоминались. Тем не менее в российском законодательстве того времени предусматривались различные льготы для малых предприятий, прежде всего в области налогообложения.

В настоящее время основным нормативным актом, регулирующим организацию и деятельность малых предприятий, является Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
В нем предусматривается, что малое предпринимательство регулируется законодательством РФ, а в случаях, когда государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется за счет средств субъектов РФ, — также законодательством этих субъектов.
В законодательстве используется термин «субъекты малого предпринимательства». Под этими субъектами понимаются: во-первых, малые предприятия, а, во-вторых, индивидуальные предприниматели.
Понятие малого предприятия традиционно определяется в нашей стране по количеству работников, занятых в этих хозяйствующих субъектах. Характерным для современного российского законодательства является уменьшение максимально допустимого количества работников малых предприятий.
Если ранее малыми предприятиями признавались предприятия промышленности, строительства и транспорта с числом работников не более 200, то сейчас эта цифра уменьшена вдвое: малым предприятием в промышленности, строительстве и на транспорте признается предприятие с числом работников не более 100. Правда, в некоторых субъектах РФ допускаются отступления от этого количества. Например, в Законе города Москвы от 28 июня 1995 г. № 14 «Об основах малого предпринимательства в Москве» предусматривается, что количество работников малого предприятия не должно превышать 200 человек. Подобные отступления от федерального закона вряд ли обоснованы, хотя они и продиктованы благими побуждениями — расширить круг субъектов малого предпринимательства, получающих установленные законом льготы.
Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» предусматривает дифференциацию допустимого предельного количества работников таких предприятий. Так, если на предприятиях промышленности, строительства и транспорта предельное число работников составляет, как указано выше, 100 человек, то на предприятиях сельского хозяйства — 60, на предприятиях оптовой торговли — 50, розничной торговли — 30 и т.д.
Малое предприятие может создаваться в форме хозяйственного общества или товарищества. При этом доля участия государства, общественных, религиозных организаций, а также других юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%. Спорным является вопрос о том, могут ли быть их участниками предприятия с иностранными инвестициями.
Малые предприятия подлежат регистрации в специальном реестре, который ведут органы местной администрации. Однако регистрация в этом реестре имеет не конститутивное, а лишь учетное значение. Для того чтобы возникнуть в качестве субъекта права, малое предприятие должно быть зарегистрировано в общем реестре юридических лиц. Таким образом, применяется двойная регистрация малых предприятий, что усложняет процесс регистрации и подвергается критике в литературе.
Государство оказывает поддержку развитию малого предпринимательства. В этих целях в федеральном бюджете предусматриваются средства, передаваемые субъектам РФ для финансирования мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства.

Государственная поддержка выражается также в предоставлении льгот субъектам малого предпринимательства. Особенно важное значение имеют льготы в области налогообложения. В законодательстве предусмотрена упрощенная система налогообложения (гл. 262 НК РФ), которая применяется добровольно по решению предприятия, имеющего право выбрать упрощенную систему или отдать предпочтение общему порядку налогообложения.
Малые предприятия могут применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов. При этом они вправе относить на издержки производства затраты в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных средств. Малые предприятия могут ежегодно списывать как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.
Малым предприятиям предоставляются преимущества при получении государственных заказов. Государственные заказчики при распределении заказов и заключении государственных контрактов обязаны резервировать не менее 15% общего объема государственных заказов для выполнения их субъектами малого предпринимательства.
В законодательстве предусматривается также предоставление малым предприятиям льгот при кредитовании и страховании, государственная поддержка малых предприятий во внешнеэкономической деятельности, в сфере информационного обслуживания, в производственно-технологической и в других областях. Однако установленные законодательством льготы далеко не всегда реализуются на практике, что вызывает справедливые нарекания со стороны субъектов малого предпринимательства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!