Правовое положение предприятий        11 июня 2010        75         0

Предприятия-монополисты (хозяйствующие субъекты, доминирующие на рынке)

Предприятия-монополисты — это хозяйствующие субъекты, доминирующие на определенном товарном рынке. В первоначальной редакции Антимонопольного закона использовался термин «предприятие— монополист». Однако в настоящее время вместо этого термина в законодательстве большей частью используется термин «хозяйствующий субъект, доминирующий на рынке». Последний термин является более широким, им охватываются не только предприятия, но и другие коммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели.
Доминирующими признаются такие хозяйствующие субъекты, доля которых составляет 50% или более на определенном товарном рынке. При этом антимонопольный орган имеет право в отношении отдельных предприятий снижать указанную долю, но она не должна составлять менее 35%.

Антимонопольный орган ведет реестр хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынке. Согласно п. 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе  в этот реестр включаются хозяйствующие субъекты, имеющие на рынке определенного товара долю более 35%. В Законе о защите конкуренции этот документ называется реестром хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке более чем 35%. Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль цен (тарифов), ведет Федеральная служба по тарифам.
Специальное правовое регулирование организации и деятельности предприятий-монополистов направлено на защиту других хозяйствующих субъектов, государства и общества. В законодательстве предусматриваются ограничения прав и возможностей предприятий-монополистов. Хотя по общему правилу в нашем государстве в настоящее время отменено обязательное установление цен, в отношении предприятий-монополистов применяется утверждение цен государственными органами. Например, утверждаются цены на энергоресурсы, тарифы на тепловую и электрическую энергию, тарифы на железнодорожные перевозки и т.д.
Контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынке, осуществляет антимонопольный орган — Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Этот государственный орган обладает широкими полномочиями в отношении предприятий-монополистов. Он может давать им обязательные предписания по вопросам, входящим в его компетенцию. Этот орган осуществляет, в частности, государственный контроль за созданием и реорганизацией коммерческих организаций.
В Законе о защите конкуренции предусмотрено осуществление государственного контроля за экономической концентрацией. Согласно ст. 27 этого закона слияние коммерческих организаций, если суммарная стоимость их активов превышает 3 млрд руб., или их суммарная выручка превышает 6 млрд руб. в год, либо если одна из этих организаций включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке более чем 35%, может осуществляться только с предварительного согласия антимонопольного органа. Аналогичный порядок установлен и в отношении присоединения коммерческих организаций.

С предварительного согласия антимонопольного органа может также осуществляться приобретение указанными выше коммерческими организациями (лицом, группой лиц) более 25% голосующих акций, если стоимость активов акционерного общества превышает ] 50 млн руб. Это правило установлено в ст. 28 Закона о защите конкуренции, предусматривающей и запреты на совершение сделок с акциями, долями участия в обществах с ограниченной ответственностью и иным имуществом коммерческих организаций без предварительного согласия антимонопольного органа.
Антимонопольный орган должен быть уведомлен о совершении некоторых сделок и иных действий, не требующих его предварительного согласия, например, о создании коммерческой организации путем слияния или о присоединении одной коммерческой организации к другой, если суммарная стоимость их активов или суммарная годовая выручка превышает 200 млн руб., а также в некоторых других случаях (ст. 30 Закона о защите конкуренции).
Участниками отношений, регулируемых антимонопольным законодательством, могут выступать не только хозяйствующие субъекты, но и «группы лиц». Группа лиц является своеобразным субъектом правовых отношений, регулируемых антимонопольным законодательством. Группа лиц — это совокупность юридических и физических лиц (главным образом, предприятий и иных коммерческих организаций), которые вместе контролируют определенный товарный рынок, доминируют на нем. При этом такая группа не обладает правами юридического лица.
Понятие группы лиц определяется в ст. 9 Закона о защите конкуренции. Данное определение исходит из того, что группа лиц является субъектом права в сфере антимонопольных отношений. При этом конкретно определяются условия, наличие хотя бы одного из которых является основанием для признания совокупности субъектов группой лиц. По существу в с т . 9 Закона о защите конкуренции содержится довольно длинный, казуистически составленный исчерпывающий перечень различных групп лиц.
Не воспроизводя полностью этого перечня, приведем лишь несколько примеров групп лиц, которые в нем предусмотрены. Так, группой лиц признается совокупность субъектов, один из которых может определять решения, принимаемые другими. Иными словами, здесь речь идет об основном и дочерних предприятиях, вместе составляющих группу лиц. Далее участниками группы лиц признаются организации, входящие в одну финансово-промышленную группу. Следовательно, финансово-промышленная группа составляет группу лиц в смысле антимонопольного законодательства.

Установленные Законом о защите конкуренции запреты на действия (бездействие) хозяйствующих субъектов распространяются и на действия (бездействие) группы лиц.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!