Правовое положение предприятий        10 июня 2010        18         0

Реорганизация предприятий

Реорганизация предприятий — это их организационно-структурное изменение, в результате которого могут появляться новые предприятия и прекращаться ранее существовавшие. В этом смысле реорганизация связана с созданием и ликвидацией предприятий.
Реорганизация унитарных предприятий производится по решению государственных или муниципальных органов, уполномоченных собственником имущества предприятия. Вопрос о реорганизации хозяйственных товариществ решается их участниками — полными товарищами. Реорганизация хозяйственных обществ проводится по решению их органов, уполномоченных уставом общества принимать такое решение. Этим органом выступает высший орган управления общества, например, общее собрание акционеров в акционерном обществе, общее собрание участников — в обществе с ограниченной ответственностью. При этом в акционерном обществе такое решение должно быть принято тремя четвертями голосов акционеров, участвующих в собрании, в обществе с ограниченной ответственностью — всеми участниками единогласно.
В некоторых случаях реорганизация может проводиться по инициативе уполномоченного государственного органа. Антимонопольный орган имеет право обратиться в суд с иском о реорганизации предприятия-монополиста (хозяйствующего субъекта, доминирующего на рынке), если оно злоупотребляет своим монопольным положением.
Реорганизация предприятия затрагивает интересы не только его учредителей (участников), но и контрагентов, хозяйственные связи с которыми могут быть нарушены в результате реорганизации. Кредиторы реорганизуемого предприятия должны быть уведомлены о реорганизации в письменной форме. Они имеют право потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемым предприятием, а также возмещения связанным с этим убытков.
Порядок реорганизации определяется применительно к отдельным видам предприятий в посвященных им законах (например, в федеральных законах «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Общие правила реорганизации юридических лиц установлены в ст. 57—60 ГК РФ.
Реорганизация проводится в формах, установленных в законодательстве. Различаются пять форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
Слияние и присоединение являются формами укрупнения предприятий. В результате их осуществления возникает крупный хозяйствующий субъект.
Слияние — это такая форма реорганизации, при которой вместо двух или нескольких небольших предприятий создается одно крупное предприятие. Оно возникает как новый хозяйствующий субъект, а ранее существовавшие предприятия прекращают свою деятельность.
В случае присоединения к существующему предприятию присоединяются одно или несколько других предприятий. Предприятие, к которому они присоединяются, сохраняется как хозяйствующий субъект и действует в укрупненных масштабах. Предприятия, присоединяемые к нему, прекращают свою деятельность как самостоятельные субъекты.
Разделение и выделение предприятий используются для их разукрупнения. При применении этих форм реорганизации возникают менее крупные хозяйствующие субъекты, небольшие предприятия.

Разделение — это такая форма реорганизации, при которой вместо одного крупного предприятия создаются два или несколько небольших предприятий. При этом ранее существовавшее предприятие прекращает свою деятельность, а на его базе возникают два или несколько новых предприятий.
В случае выделения из состава существующего предприятия выделяются одно или несколько новых предприятий. Ранее существовавшее предприятие сохраняется, но действует в меньших масштабах. В то же время возникают одно или несколько новых предприятий.
В целях развития конкуренции и ограничения монополистической деятельности может применяться принудительная реорганизация в форме разделения или выделения. Принудительная реорганизация в указанных формах может проводиться по решению суда, принимаемому по иску антимонопольного органа. При этом в законодательстве предусматриваются меры, направленные на предотвращение необоснованного разрушения сложившихся производственно-хозяйственных комплексов.
Согласно ст. 38 Закона о конкуренции при принудительной реорганизации в форме разделения или выделения должны соблюдаться условия, препятствующие разрушению жизнеспособных сложившихся хозяйственных комплексов. К таким условиям относятся:

  1. возможность организационного и имущественного обособления структурных подразделений;
  2. отсутствие между подразделениями тесных технологических связей, внутренний оборот между ними не должен превышать 30% их общего оборота;
  3. возможность самостоятельной деятельности хозяйствующих субъектов, которые возникнут на базе структурных подразделений в результате разделения или выделения.

Кроме того, закон ориентирует на осторожное и взвешенное решение вопроса о такой реорганизации, срок ее проведения не должен быть менее шести месяцев.
Преобразование — это такая форма реорганизации, при которой вместо предприятия, действующего в одной организационно-правовой форме, создается предприятие в другой организационно-правовой форме. В этом случае хозяйствующий субъект сохраняется, но выступает в другой организационно-правовой форме. Примером может служить преобразование унитарных предприятий в акционерные общества при приватизации.
Преобразование как форма реорганизации имеет место лишь в случаях, когда вместо предприятия одной организационно-правовой формы создается предприятие другой организационно-правовой формы. Если же предприятие видоизменяется в пределах одной организационно-правовой формы, то преобразование как форма реорганизации отсутствует. Например, при создании открытого акционерного общества вместо закрытого акционерного общества происходит не преобразование как форма реорганизации, а изменение типа акционерного общества.
При любой форме реорганизации возникает вопрос о правопреемстве, т.е. о переходе прав и обязанностей от ранее существовавших к вновь возникшим или сохранившимся после реорганизации субъектам. Данный вопрос легко решается в случае преобразования, когда практически сохраняется ранее существовавший хозяйствующий субъект с имеющейся имущественной базой, правами и обязанностями, хотя этот субъект и действует после преобразования в иной организационно-правовой форме. Не вызывает затруднений вопрос о правопреемстве и в случаях слияния или присоединения, когда ко вновь возникшему или сохранившемуся субъекту переходят имущество, права и обязанности ранее существовавших предприятий. Тем не менее для ясности решения вопросов правопреемства законодательство предусматривает составление в этих случаях специального документа — передаточного акта.
Сложнее обстоит дело при разделении или выделении, когда имущество, права и обязанности ранее единого субъекта распределяются между вновь возникшими предприятиями или между ними и сохраняющимся предприятием. В этом случае для определения судьбы имущества, прав и обязанностей составляется разделительный баланс, в котором точно указывается, какие части имущества, права и обязанности переходят к тем или иным субъектам после реорганизации. Это делается в интересах как самих предприятий, так и их контрагентов.
Заключительным этапом реорганизации является государственная регистрация. При ее проведении регистрирующий орган контролирует наличие передаточного акта или разделительного баланса. В случае их отсутствия регистрирующий орган не производит запись в реестре о реорганизации.
Кроме того, регистрирующий орган обязан контролировать наличие в разделительном балансе четких указаний, за каким именно хозяйствующим субъектом, возникшим или сохранившимся после регистрации, закрепляются соответствующее имущество, права и обязанности. При отсутствии таких указаний в разделительном балансе он также не регистрирует реорганизацию.
Если же после внесения записи в реестр выясняется, что разграничение имущества, прав и обязанностей не является достаточно четким, то при заявлении кредиторами соответствующих требований солидарную ответственность несут все сохранившиеся или возникшие после реорганизации субъекты.
Предприятие считается реорганизованным после внесения соответствующей записи в реестр юридических лиц. Данное правило действует в отношении всех форм реорганизации, кроме реорганизации в форме присоединения. В этом случае реорганизация считается произведенной после внесения записи в реестр о ликвидации присоединяемого предприятия. В отношении же предприятия, к которому оно присоединено, запись в реестре о его реорганизации не делается.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!