Предпринимательские договоры        22 сентября 2010        13         0

Договор коммерческой концессии

В ст. 1 0 2 7 ГК РФ указанный договор определяется следующим образом: по договору коммерческой концессии правообладатель обязуется предоставить пользователю за вознаграждение на срок или без указания срока право использования в предприниматель­ской деятельности пользователя комплекса принадлежащих правооблада­телю исключительных прав — права на фирменное наименование, ком­мерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, иные предусмотренные договором объекты исключитель­ных прав — товарный знак, знак обслуживания и т.д.

Договоры такого рода нашли широкое применение в России ввиду их очевидного полезного эффекта: российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель получают возможность исполь­зовать комплекс исключительных прав, деловую репутацию и коммерческий опыт правообладателя в определенном объеме, с указанием или без указания территории использования в оговоренной сфере предпринима­тельской деятельности, которая обычно сводится к продаже полученных от правообладателя товаров или товаров, произведенных пользователем, выполнению работ и т.п.
Договор коммерческой концессии под угрозой недействительности за­ключается в письменной форме и подлежит регистрации органом, который ранее осуществил регистрацию юридического лица или индивидуально­го предпринимателя — правообладателя по договору. А если правообла­датель зарегистрирован в иностранном государстве, регистрация догово­ра коммерческой концессии производится органом, осуществившим реги­страцию пользователя. В отношениях с третьими лицами стороны вправе ссылаться на договор лишь с момента его регистрации.

Такой договор, если им предусмотрено использование объекта, охра­няемого патентным законодательством (например, товарный знак, знак обслуживания), должен быть зарегистрирован и в федеральном органе ис­полнительной власти в области патентов и товарных знаков; в противном случае договор считается ничтожным.
Форма вознаграждения, выплачиваемого пользователем правообла­дателю, определяется договором коммерческой концессии и может вы­ражаться в отчислениях от выручки, фиксированных разовых или пери­одических платежах и т.п.
Возможен вариант, когда договором коммерческой концессии пре­дусмотрено право пользователя разрешать другим лицам использование предоставленного ему комплекса исключительных прав или его части в порядке субконцессии на условиях, согласованных с правообладателем. В обязательстве, более того, может быть установлена обязанность поль­зователя предоставить в течение определенного срока тому или иному числу лиц право пользования этими правами на условиях субконцессии. При этом следует иметь в виду, что пользователь по общему правилу не­сет субсидиарную ответственность за вред, причиненный правообладате­лю действиями вторичных пользователей.
При досрочном прекращении договора коммерческой концессии пра­ва и обязанности пользователя по договору, если в нем не предусмотрено иное, переходят к правообладателю при условии, что он не откажется от принятия на себя прав и обязанностей по этому договору.
В обязанности правообладателя входит выдача пользователю предус­мотренных договором лицензий и обеспечение регистрации договора. Кроме того, он должен передать пользователю техническую и коммер-ческую документацию, а также любую иную информацию, необходимую для работы по договору коммерческой концессии.
Необходимо принять во внимание тот факт, что правообладатель не­сет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров, работ, услуг, предостав­ляемых пользователем по договору коммерческой концессии. По требо­ваниям, предъявляемым к пользователю как изготовителю товаров по до­говору, правообладатель отвечает солидарно с ним. Поэтому в сферу ин­тересов правообладателя входит инструктаж пользователя по вопросам, связанным с исполнением договора, оказание ему постоянного техниче­ского и консультативного содействия, контроль качества товаров, произ­водимых пользователем в силу договора.
К договорным обязанностям пользователя относится:

  • использование фирменного наименования и коммерческого обозначения правообладателя именно таким образом, как это указано в договоре;
    обеспечение соответствия качества производимых им на основе догово­ра товаров (работ, услуг) качеству производимых правообладателем ана­логов;
  • информирование покупателей о том, что он использует фирменное на­именование или иное средство индивидуализации в силу договора ком­мерческой концессии;
  • соблюдение инструкций и указаний правообладателя, в том числе в час­ти оформления коммерческих помещений;
  • оказание покупателям тех дополнительных услуг , на которые они м о г л и бы рассчитывать, имея дело непосредственно с правообладателем, и т.п.

Договор коммерческой концессии относится к той редко встречаю­щейся разновидности предпринимательских обязательств, по которым мо­гут быть предусмотрены ограничения прав сторон. Так, в договор может быть включено обязательство правообладателя не предоставлять другим помимо пользователя лицам такие же комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории. Рав­ным образом правообладатель может обязаться воздерживаться от ведения собственной аналогичной деятельности на этой территории.
Возможные ограничения для пользователя состоят в его обязанно­сти не конкурировать с правообладателем на территории, на которой дей­ствует договор коммерческой концессии в части работы пользователя с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав; отказе пользователя от получения по договорам коммерческой концес­сии таких же прав у конкурентов правообладателя; обязательстве поль­зователя по согласованию с правообладателем места расположения коммерческих помещений, необходимых для реализации полученных исклю­чительных прав.
Ограничительные условия, однако, не должны противоречить антимо­нопольному законодательству. Кроме того, признаются ничтожными ус­ловия, смысл которых состоит в праве правообладателя каким-либо обра­зом определять цену продажи товара пользователем; в праве пользователя продавать товары (работы, услуги) исключительно определенной катего­рии покупателей либо исключительно покупателям, которые имеют место нахождения или жительства на указанной в договоре территории.
Подобно тому, как это имеет место в аренде, пользователь по договору коммерческой концессии, надлежаще исполнявший свои обязанности, уп-равомочен по истечении срока договора на заключение договора на новый срок на тех же условиях. Правообладатель, однако, вправе отказать ему в заключении договора на новый срок при условии, что в течение трех лет со дня истечения срока данного договора он не будет заключать с другими лицами аналогичные договоры коммерческой концессии, действие кото­рых будет распространяться на ту же территорию, на которой действовал прекратившийся договор. Если до истечения трехлетнего срока правооб­ладатель захочет предоставить кому-либо те же права, какие были у поль­зователя по прежнему договору, он обязан предложить пользователю за­ключить новый договор либо возместить понесенные им убытки, причем при заключении нового договора его условия должны быть не менее бла­гоприятны для пользователя, чем условия прекратившегося договора.
Если договор коммерческой концессии заключен без указания срока, что на практике встречается нечасто, каждая из его сторон вправе отка­заться от договора, уведомив об этом другую сторону за шесть месяцев, если договором не установлен более длительный срок. В этом случае, равно как при досрочном расторжении срочного договора коммерческой концессии, необходима регистрация расторжения в том же порядке, в ка­ком регистрируется заключенный договор.
Прекращение договора может быть связано и с прекращением прина­длежащих правообладателю прав на фирменное наименование и коммер­ческое обозначение без замены их новыми аналогичными правами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!