Правовое регулирование иностранных инвестиций        28 октября 2010        8         0

Государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями и аккредитация филиалов и представительств иностранных компаний в Российской Федерации

Чаще всего при создании иностранным инвестором на территории России предприятия, оно учреждается и регистрируется как националь­ное (российское) юридическое лицо.

Иностранными юридическими лицами-нерезидентами считаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством ино­странных государств с местонахождением за пределами России.

К нерезидентам относятся и находящиеся в России филиалы и пред­ставительства иностранных юридических лиц, через которые иностран­ный инвестор также может вести свою деятельность.

Отнесение той или иной организации к национальным или иност­ранным субъектам осуществляется и подтверждается государственной регистрацией.
Основную нормативную базу современного механизма государствен­ной регистрации составляют: ГК РФ, федеральные законы «О государ­ственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предприни­мателей», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об иностранных инвестициях в Российской Федера­ции». Сюда же относятся и нормативные акты об органах государственной регистрации: Постановление Правительства РФ от 6 июня 1994 г. № 655 «О Государственной регистрационной палате при Министерстве экономи-ки Российской Федерации»1 (в 1997 г. она была передана в ведение Минюс­та России); Устав государственного учреждения Государственная регистра­ционная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации, ут­вержденный Приказом Минюста России от 22 апреля 2003 г. № 1002.
Основополагающими элементами механизма регистрации, установ­ленного Федеральным законом «О государственной регистрации юри­дических лиц и индивидуальных предпринимателей», являются: единый порядок государственной регистрации для всех юридических лиц, вклю­чая юридические лица с участием иностранного капитала; единый орган, осуществляющий такую регистрацию — им является Федеральная нало­говая служба.

Единый порядок регистрации всех юридических лиц не исключает, однако, возможности в случае регистрации предприятий с иностранным участием требовать от них предоставления дополнительных сведений, в частности, документов, подтверждающих их правовой статус, соответ­ствующим образом заверенных в стране местонахождения иностранно­го инвестора.
Регистрируется не только сам факт создания юридического лица, но и все изменения, касающиеся участников, размера капитала, количест­ва и видов акций. Это особенно важно для КОИИ, статус которой как иностранного инвестора определяется моментом вхождения в нее инос­транного участника.
Приобретая долю участия в российской компании, иностранный ин­вестор покупает ее акции. Переход права собственности на акции, в со­ответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах», дол­жен быть зафиксирован в реестре акционеров общества и отражен в ус­таве акционерного общества.

Учет всех юридических лиц в едином реестре имеет значение не только для государства, но и для инвестора: он имеет возможность получить до­стоверные сведения об интересующих его компаниях-контрагентах. Сис­тема контроля, устанавливаемая государственной регистрацией, является в то же время и системой защиты интересов инвестора.
Аккредитацию и ведение государственного реестра филиалов иност­ранных организаций осуществляет Государственная регистрационная па­лата при Минюсте России3. С начала 2000 г. создается единая информа-
ционная база данных об иностранных юридических лицах, имеющих ак­кредитованные филиалы на территории России.
Филиал считается аккредитованным с момента внесения информации в государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, о чем выдается свидетельство. С этого момента филиал приобретает право на осуществление деятельности в соответствии с положением о филиале.
Помимо создания филиала иностранные организации могут осущест­влять свою деятельность в России также через аккредитованные предста­вительства.
Представительства, как и филиалы, не являются юридическими ли­цами, их руководители действуют на основании доверенности соответс­твующего юридического лица. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденного поло­жения о них.
Аккредитация представительства иностранного юридического лица — это оформление его официального присутствия в целях представления ин­тересов иностранного юридического лица на территории России.
Порядок открытия и деятельности представительства был определен Постановлением Совмина СССР от 30 ноября 1989 г. № 10741 с последу­ющими изменениями.
Этот порядок, в отличие от регистрации юридических лиц, носит раз­решительный характер, перечень документов, необходимых для аккреди­тации, утвержден приказом Председателя Государственной регистрацион­ной палаты при Минюсте России.
Разрешение на открытие представительств выдается уполномоченны­ми министерствами и ведомствами, к ним относятся:

  • Государственная регистрационная палата при Минюсте России;
  • Минобрнауки России;
  • Минпромэнерго России;
  • Минтранс России;
  • Мининформ России;
  • Минфин России;
  • Банк России;
  • Торгово-промышленная палата РФ.

Аккредитация представительств считается завершенной с момен­та выдачи свидетельства о внесении в сводный государственный реестр аккредитованных на территории России представительств иностранных фирм.
Этот сводный реестр ведет Государственная регистрационная пала­та при Минюсте России. Внесение в реестр означает включение в авто­матизированную базу данных сведений о представительстве, присвоение реестрового номера, выдачу свидетельства установленного образца о вне­сении в сводный реестр, которое необходимо при открытии банковских счетов, постановке на учет в налоговых органах, оформлении виз и про­хождении таможенных процедур.

Открытие представительств позволяет:

  • присутствовать на российском рынке;
  • обращаться к государственным структурам;
  • открывать представительства в других регионах России. Представительства имеют ряд преимуществ:
  • сдают налоговые декларации один раз в год, а КОИИ ежеквартально;
  • не платят налог на превышение средств, потраченных на оплату труда;
  • не должны продавать валютную выручку;
  • могут исчислять амортизационные отчисления по нормам страны ре­гистрации иностранной компании;
  • освобождены от уплаты НДС при аренде жилых и служебных помеще­ний.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!