Правовое регулирование иностранных инвестиций        28 октября 2010        10         0

Основные положения правового регулирования иностранных инвестиций

Инвестиционный климат России оценивается как неблагоприятный, инвестиционный риск в нашей стране высокий, иностранные инвесторы опасаются нестабильности экономики и правового регулирования, корруп­ции. Иностранный капитал к нам не идет, за весь период с 1987 г. Россия получила от 10 до 12 млрд долл. США, в то время как в Китае объем ино­странных инвестиций в 2004 г. достиг рекордного уровня в 60,6 млрд долл. США по сравнению с 2002 г., когда иностранные инвестиции составляли 52, 7 млрд долл. США.
Главная причина отсутствия масштабных иностранных инвестиций в России усматривается в том, что в стране не была до сих пор сформулиро­вана государственная общенациональная концепция иностранных инвести-ций. До сего времени в государстве отсутствует четкое представление о том, какое место должны занимать иностранные инвестиции в развитии нашей экономики, в решении экономических задач страны.

Не способствует привлечению инвестиций и ныне действующий Фе­деральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федера­ции»: в нем не приняты во внимание заключенные Россией международ­ные соглашения в сфере инвестиций, его понятийный аппарат в значи­тельной мере устарел.

Сфера его применения неоправданно сужена. Цели закона, как ука­зано в его ст. 1, сводятся к регулированию отношений, «связанных с госу­дарственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществле­нии ими инвестиций на территории Российской Федерации». При этом он исключает из сферы своего применения «отношения, связанные с вло­жениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации». Понятно, что банковская и страховая деятельность регулируется специальными законами. Но в данном зако­не речь идет не о регулировании указанных видов деятельности, а лишь о гарантиях, таких как гарантии правовой защиты деятельности иностран­ных инвесторов, гарантии компенсации при национализации, гарантии обеспечения надлежащего разрешения споров, гарантии права иностран­ного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы России прибы­лей и других законно полученных доходов и т.д.
По нашему мнению, все гарантии должны предоставляться иностран­ному инвестору вне зависимости от сферы вложения его капиталов.
Определение иностранных инвестиций в этом законе не учитывает формулировок, содержащихся в международных соглашениях, в кото­рых участвует Россия, и нормы которых преобладают над национальны­ми нормами. Согласно этому закону, «иностранная инвестиция — вложе­ние иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов фажданских прав, принадлежащих иностранному инвестору..» (ст. 2).
В международной практике общепринято считать, что иностранные инвестиции — это вложения за границей для создания там постоянно­го предприятия или расширения уже существующего в целях извлече­ния прибыли, влекущие за собой определенную степень контроля над его управлением.

В этом определении важны четыре момента:

  • производственное назначение капиталовложений;
  • непосредственное влияние на деловую активность создаваемого пред­приятия — управленческий контроль;
  • вливание новых средств в предприятие, в котором инвестор участвует;
  • организация нового или расширение существующего предприятия, т.е. содействие экономическому развитию страны — реципиента капитала.

Согласно традиционному пониманию, иностранные инвесторы — это иностранные граждане и юридические лица, учрежденные по закону инос­транного государства. Федеральный закон «Об иностранных инвестици­ях в Российской Федерации» к иностранным инвесторам относит (ст. 2): иностранного гражданина; лицо без гражданства; иностранное юридиче­ское лицо; организацию, не являющуюся юридическим лицом, правоспо­собность которых определяется в соответствии с законодательством го­сударства, в котором они учреждены и «которые вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации». Можно с уверенностью сказать, что ни в одной стране нет законодательства, которое специально разрешало бы своим юридическим лицам инвестировать на территории России или какого-либо иного государства.
К инвесторам указанный закон относит также иностранные государс­тва и международные организации.
На территории России, как известно, могут создаваться предприятия, полностью принадлежащие или контролируемые иностранным инвесто­ром, которые учреждаются по российским законам и являются российс­кими юридическими лицами. Если такие предприятия пожелают инвес­тировать в России, могут ли они быть признаны иностранными инвесто­рами, получить статус иностранного инвестора в случае, если они ввезут инвестиции в Россию из-за рубежа? Российские юридические лица, но по капиталу иностранные и ввозящие в Россию капитал, — кто они?
Одним из возможных решений этой проблемы, на наш взгляд, может быть признание за предприятием, формально принадлежащим к одному государству, а по капиталу принадлежащим субъектам другого государства, двух правовых статусов: первый общепринятый, определяемый личным за­коном (в России — законом места учреждения), и второй — инвестици­онный статус, который определяется по капиталу и реальному контролю. Такой статус может быть установлен в инвестиционном законе и действо­вать лишь применительно к инвестиционным отношениям. Таким образом, для целей регулирования иностранных инвестиций, если реальный конт­роль над национальным предприятием осуществляет иностранный инвес­тор, иностранное юридическое лицо (предприятие), то такое национальное юридическое лицо может быть признано иностранным инвестором.

Примерно так решают эту проблему некоторые страны, в частности, Казахстан. Интересно решение этого вопроса в Сеульской конвенции:
исходя из того, что любое конкретное определение не может быть исчер­пывающим, а международное использование капиталов порождает множе­ственность форм и видов инвестиционного сотрудничества, в Сеульской конвенции (ст. 13) указывается, что иностранным инвестором может быть признано любое национальное лицо при условии, что инвестируемые им активы переводятся в принимающую страну из-за рубежа.
Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Фе­дерации» не относит предприятия с иностранными инвестициями (ком­мерческие организации с иностранными инвестициями) к иностранным инвесторам. Вместе с тем в данном законе содержатся некоторые поло­жения, свидетельствующие о том, что ряд норм рассматриваемого закона распространяются на указанные организации. В ст. 2 закон признает ком­мерческую организацию с иностранными инвестициями, иностранным ин­вестором при осуществлении ею реинвестирования. Если быть последо­вательным, то тем более следует приравнять ее к иностранным инвесто­рам в случае вложения ею новых средств в объект предпринимательства в Российской Федерации при условии, что инвестируемые активы перево­дятся в принимающую страну из-за рубежа. Это полностью соответству­ет приведенной выше норме Сеульской конвенции, а главное — интере­сам России, поскольку может способствовать возвращению ушедших из России капиталов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!