Рубрика: Правовое регулирование реализации товаров

Гражданский кодекс РФ устанавливает правила реализа­ции товаров (продукции, услуг, работ, производимых предприятием) по договору купли-продажи, разновиднос­тями которого являются: договор розничной купли-продажи;
договор поставки товаров;
договор поставки товаров для государственных нужд;
договор контрактации;
договор энергоснабжения. Правовой институт купли-продажи положен также в ос­нову правового регулирования торгового оборота производ­ственных активов:.купля продажа недвижимости;.продажа предприятия как имущественного ком­плекса.Институт купли-продажи охватывает также отношения, связанные с продажей недвижимости и продажей предпри­ятия, осуществляемой в хозяйственной деятельности в по­рядке управления производственными активами. Общие положения Гражданского кодекса, посвященные купле-продаже, должны применяться, кроме того, к купле-про­даже имущественных прав, результатов интеллектуальной деятельности, фирменных наименований, товарных зна­ков, знаков обслуживания и иных средств индивидуализа­ции гражданина или юридического лица, выполняемых ими работ или услуг, если иное не вытекает из содержа­ния или характера соответствующих прав или существа объекта гражданских прав.Предметом договора являются: наименование товара (иму­щества, сложного имущественного комплекса), его количест­во, условия, по которым стороны в момент заключения дого­вора достигли соглашения или относительно которых по за­явлению одной из сторон должно быть достигнуто соглаше­ние, и вытекающие из этих условий обязательства сторон.Договор считается заключенным при соблюдении двух необходимых условий:.сторонами должно быть достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора;.достигнутое сторонами соглашение по своей форме должно соответствовать требованиям, предъявляемым к та­кого рода договорам (ст. 432 ГК РФ).В соответствии с п. 1 cm. 432 Гражданского кодекса к чис­лу существенных относятся следующие условия договора:1. О предмете договора. Применительно к отдельным разновидностям договора купли-продажи предмет догово­ра детализируется, а диспозитивные нормы, определяю­щие это существенное условие, дополняются специальны­ми правилами. Например, по договору, предусматриваю­щему поставку товаров в течение срока действия договора отдельными партиями, в котором не определены периоды поставки, товары должны поставляться помесячно (п. 1 cm. 508 ГК). Покупатель при принятии товаров должен проверить их количество и качество и о выявленных несо­ответствиях или недостачах товаров незамедлительно пись­менно уведомить поставщика (ст. 513 ГК).В отношении некоторых разновидностей договора куп­ли-продажи с учетом существа возникающих из них обя­зательств законодатель расширяет предмет договора пу­тем возложения на стороны дополнительных обязанностей. Так, по договору контрактации в предмет договорного обя­зательства, по которому обязанной стороной выступает производитель сельскохозяйственной продукции, включа­ется обязанность последнего совершить дополнительные действия: вырастить или произвести сельскохозяйствен­ную продукцию, подлежащую передаче заготовителю.В некоторых случаях законодатель ужесточает требова­ния к заключению договора путем исключения возможности определения его существенных условий диапозитивными нормами. Например, договор продажи недвижимости дол­жен предусматривать цену этого имущества. При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме ус­ловия о цене недвижимости договор считается незаключен­ным, поскольку правила определения цены, предусмотрен­ные п. 3 cm. 424 ГК, не подлежат применению (cm. 555 ГК).2. Условия, необходимые для договоров данного вида. К условиям договора, указанным в законе или иных пра­вовых актах в качестве необходимых для договоров данно­го вида, в первую очередь относятся условия, которые представляют собой видообразующие признаки для данно­го вида договора. Данные условия обычно содержатся в са­мом определении понятия соответствующего вида догово­ра. Например, рассмотрев понятие договора поставки (ст. 506 ГК) и отбросив из числа квалифицирующих призна­ков, выделяющих договор поставки в отдельную разновид­ность купли-продажи, те, которые не относятся к услови­ям договора, можно сказать, что помимо предмета догово­ра и цены товара, являющихся существенными условиями всякого договора купли-продажи, существенным условием договора поставки (по признаку необходимости) следует признать также условие о сроке или сроках передачи по­ставщиком товара (товаров) покупателю.3. Условия, которые названы в законе или иных пра­вовых актах как существенные для договоров данного ви­да. Например, в соответствии с п. 1 cm. 339 ГК в договоре о залоге должны быть предусмотрены: предмет залога; его оценка; существо, размер и срок исполнения обязательст­ва, обеспечиваемого залогом, а также указание на то, у ка­кой из сторон находится заложенное имущество. Кроме то­го, Гражданский кодекс содержит диспозитивные нормы, определяющие два из перечисленных существенных усло­вий договора: а) правило о том, что заложенное имущество остается у залогодателя, если иное не предусмотрено дого­вором (ст. 338); б) положение о том, что, если иное не пре­дусмотрено договором, залог обеспечивает требование в том объеме, какой оно имеет к моменту удовлетворения, в ча­стности проценты, неустойку, возмещение убытков, при­чиненных просрочкой исполнения, а также возмещение не­обходимых расходов залогодержателя на содержание зало­женной вещи и расходов по взысканию (ст. 337).4. Условия, относительно которых по заявлению од­ной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Если при заключении договора возникают разногласия сторон, то в отношении соответствующего условия одна из сторон должна прямо заявить о необходимости достижения соглашения под угрозой отказа от заключения договора. На практике нередко бывает так, что стороны при заключении договора не урегулировали разногласия, например о разме­ре договорной неустойки за неисполнение обязательств, но затем выполняли условия договора. При возникновении спора в связи с применением ответственности одна из сто­рон заявляет о том, что договор следует считать незаклю­ченным, так как в свое время не было достигнуто соглаше­ние по условию договора о размере неустойки. В подобном случае договор признается заключенным (но без условия о размере неустойки), имея в виду, что ни одна из сторон при заключении договора не заявила о необходимости достиже­ния соглашения по спорному условию договора.Наиболее сложными условиями, по которым должно быть достигнуто соглашение сторон по договору купли-про­дажи, обычно являются ассортимент, качество и цена товара. В условиях достаточно широкой олигополиии, ха­рактерной для современных рынков, продавец и покупа­тель имеют возможность выбора потребителя (производи­теля). Более того, товаропроизводитель уже на стадии опытной разработки продукции планирует выбор своих по­зиций в конкуренции, предпочтительность тех или иных рынков и свой конкурентный статус на этих рынках. При этом он определяет свою ассортиментную политику, поли­тику в области качества товара и ценовую политику. Стре­мясь продемонстрировать покупателю добротность своего товара, товаропроизводитель индивидуализирует свой то­вар посредством товарного знака, знака обслуживания или наименования места происхождения товара.Государство, со своей стороны, содействует участникам рынка (сторонам договора купли-продажи), оказывая под­держку добросовестной конкуренции и ограничивая монопо­листическую деятельности и недобросовестную конкуренцию.

Практика разрешения споров, возникающих в связи с применением законодательства о рекламе

Рассмотрим наиболее характерные примеры из практики арбитражных судов по разрешению споров, связан­ных с применением законодательства о рекламе.Как правило,...

- Далее -

Правовое регулирование отношений в области рекламы. Законодательство о рекламе. Федеральный закон «О рекламе»

Реклама — распространяемая в любой форме, с помо­щью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (реклам­ная...

- Далее -

Правовые основы биржевой торговли

Отношения, связанные с деятельностью товарных бирж и биржевой торговлей, регулируются Законом РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» (в редакции 1995 г.). Под...

- Далее -

Продажа предприятия (имущественного комплекса)

Особенность продажи предприятия как имущественного комплекса, предназначенного для предприниматель­ской деятельности, заключается в том, что такая продажа не...

- Далее -

Купля-продажа недвижимости

По договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный учас­ток,...

- Далее -

Торговый оборот производственных активов предприятия. Предприятие как объект права

По своей экономической сущности предприятие — это производственно-хозяйственная и социальная (социотехническая) система, имеющая своими главными целя­ми...

- Далее -

Типичные ошибки в договорах поставки

Договоры поставки, особенно составленные на малых предприятиях, менеджеры которых не обладают доста­точной правовой подготовкой, часто содержат многочислен­ные...

- Далее -

Поставка товаров для государственных нужд

Поставка товаров для государственных нужд осуществ­ляется на основе государственного контракта на по­ставку товаров для государственных нужд, а также...

- Далее -

Поставка товаров. Договор поставки

Правила, установленные Гражданским кодексом для до­говора поставки, предъявляют более жесткие требова­ния к действиям сторон, чем правила договора...

- Далее -

Формирование условий внешнеторгового дого­вора

Формирование условий внешнеторговой сделки мо­жет осуществляться двумя путями в зависимости от ис­пользуемой системы права: 1. Если договорные обязательства...

- Далее -
Страница 1 из 212
Do NOT follow this link or you will be banned from the site!