Правовое регулирование реализации товаров        07 ноября 2010        7         0

Купля-продажа. Реакция предприятия на конъюнктуру рынка

Объективно условия договора складываются заранее и зависят от своевременности и правильности реакции на конъюнктуру рынка, в основе которой лежит соотноше­ние спроса и предложения.

Рыночное ценообразование. В рыночной экономи­ке предприятия самостоятельно отстаивают свои интересы на рынке, конкурируя с другими предприятиями. Меха­низм конкуренции и цен позволяет осуществлять согласо­вание множества планов производственно-хозяйственной деятельности предприятий, присутствующих на данном рынке.

Одним из основных параметров механизма рыночного ценообразования является цена равновесия спроса и пред­ложения.

Рыночная ситуация, при которой предложение превы­шает спрос, создает конкуренцию продавцов и вызывает непрерывное понижение цен (рынок покупателей). Дви­жение по кривым спроса и предложения продолжается до тех пор, пока не будет достигнуто рыночное равновесие, то есть пока предложение и спрос не сравняются. Рыночная конъюнктура, при которой спрос превышает предложение, создает конкуренцию покупателей, давление которой ве­дет к росту цен (рынок продавцов). Растущие цены при­влекают на рынок новых производителей товаров, а пред­приятия, уже присутствующие на рынке, расширяют свое предложение до тех пор, пока не будет достигнуто рыноч­ное равновесие.
Под влиянием конкуренции предложение и спрос посто­янно движутся в направлении равновесной цены. Этот процесс представляет собой механизм ценообразования.

Потребитель, готовый купить товар по более высокой (плановой) цене, чем равновесная цена, в случае покупки то­вара по равновесной цене получает ренту потребителя, ко­торая эквивалентна разнице между плановой ценой и ценой равновесия. Покупатели, для которых равновесная цена вы­сока, уходят с рынка. Продавцы, которые могли бы прода­вать товар по плановой цене, ниже равновесной, продав его по равновесной цене, получают ренту продавца (эквивалент­на разнице между равновесной и плановой ценами). Продав­цы, имеющие более высокий уровень затрат и вынужденные предлагать свои товары дороже, вытесняются с рынка.

Изменение рыночного равновесия. Рыночное рав­новесие достигается лишь на непродолжительное время, так как постоянно меняются экономические факторы, от которых зависят спрос и предложение. Причинами этих изменений могут быть, например, изменение цен на фак­торы производства, внедрение новых технологий, измене­ния в доходах потребителей, изменение цен на взаимоза­меняемые товары, перемены во вкусах и моде. Под влия­нием этих перемен спрос и предложение постоянно изме­няются и участникам рынка приходится непрерывно адап­тироваться к изменениям.

Изменяемыми величинами являются спрос, предложе­ние, объем продаж и цена равновесия. Ведущим параме­тром рыночного регулирования является спрос, так как предложение следит за спросом. Однако рост или сниже­ние спроса не обязательно вызывают адекватное измене­ние предложения, так как последнее зависит от многих факторов, независимых от спроса.

Реакция предприятия на конъюнктуру рынка. Пред­приятие заинтересовано в получении ренты продавца, поэто­му оно внимательно наблюдает за соотношением спроса и предложения и ценой равновесия. Чем большую ренту пред­приятие может получить от продажи своих товаров на рын­ке, тем выше его прибыль. Эта рента будет изменяться, при прочих равных условиях, с изменением цены равновесия.
Величина ренты зависит от ряда факторов, которые мы называем факторами предложения. Каждой ситуации ди­намики рыночного равновесия соответствует свой набор факторов предложения, который обусловливает реакцию предприятия на происходящие изменения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!