Правовое регулирование реализации товаров        08 ноября 2010        44         0

Правовое регулирование отношений в области рекламы. Законодательство о рекламе. Федеральный закон «О рекламе»

Реклама — распространяемая в любой форме, с помо­щью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (реклам­ная информация), которая предназначена для неопреде­ленного круга лиц и призвана формировать или поддержи­вать интерес к этим объектам рекламы и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Отношения, возникающие в процессе производства, раз­мещения и распространения рекламы на рынке това­ров, работ, услуг Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользо­ванием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг, регу­лируются Законом РФ «О рекламе» (1995 г.).

Целями указанного Федерального закона являются за­щита от недобросовестной конкуренции в области рекла­мы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекла­мы, способной ввести потребителей рекламы в заблужде­ние или нанести вред здоровью граждан, имуществу граж­дан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также посягающей на общественные интересы, принци­пы гуманности и морали.

Законодательство РФ о рекламе состоит из данного Фе­дерального закона «О рекламе» и принятых в соответст­вии с ним иных федеральных законов. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распрост­ранения рекламы, могут регулироваться также указами Президента РФ, нормативными правовыми актами Прави­тельства РФ и нормативными правовыми актами федераль­ных органов исполнительной власти, издаваемыми в соот­ветствии с Федеральным законом.
В той части, в какой эти отношения относятся к едино­му экономическому пространству, свободе перемещения то­варов, услуг и финансовых средств, поддержке конкурен­ции и свободе экономической деятельности, их правовое регулирование является предметом гражданского права и относится к ведению Российской Федерации.

Вместе с тем рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования. Ес­ли те или иные вопросы рекламы выходят за рамки граж­данско-правовых отношений и относятся к основам единого рынка, то есть не являются предметом ведения РФ, субъ­екты РФ могут осуществлять их законодательное регулиро­вание в рамках, определенных Конституцией РФ (в том чис­ле ст. 72, 73, 76). Органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связан­ные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, вла­дения и распоряжения муниципальной собственностью (в силу положений ст. 130. 132, 133 Конституции РФ).

Закон устанавливает:

  • общие и специальные требования к рекламе;
  • права и обязанности рекламодателей, рекламопроиз-водителей и рекламораспространителей;
  • государственный контроль и саморегулирование в об­ласти рекламы;
  • ответственность за ненадлежащую рекламу. Наиболее важные общие требования к рекламе следующие:
  • она должна быть распознаваема без специальных зна­ний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления незави­симо от формы или используемого средства распространения;
  • не должна побуждать граждан к насилию, агрессии, возбуждать панику, а также побуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности;
  • не должна побуждать к действиям, нарушающим природоохранное законодательство;
  • реклама товаров, подлежащих обязательной сертифи­кации, должна сопровождаться пометкой «подлежит обя­зательной сертификации».

Закон вводит понятие ненадлежащая реклама: недоб­росовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требова­ний к ее содержанию, времени, месту и способу распрост­ранения, установленных законодательством Российской Федерации. Ненадлежащая реклама не допускается.
Степень искажения объективных характеристик объек­та рекламы в образе, сформированном ненадлежащей рек­ламой, иллюстрируется на рис. 7.3.

Недобросовестной является реклама, которая:

  • дискредитирует юридических и физических лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами;
  • содержит некорректное сравнение рекламируемого то­вара с товаром (товарами) других юридических или физи­ческих лиц, а также содержит высказывания, образы, по­рочащие честь, достоинство или деловую репутацию кон­курента (конкурентов);
  • вводит потребителей в заблуждение относительно рек­ламируемого товара посредством имитации (копирования или подражания) общего проекта, текста, рекламных фор­мул, изображений, музыкальных или звуковых эффектов, используемых в рекламе других товаров, либо посредством злоупотребления доверием физических лиц или недостат­ком у них опыта, знаний, в том числе в связи с отсутстви­ем в рекламе части существенной информации.

Недостоверной является реклама, в которой присутст­вуют не соответствующие действительности сведения в от­ношении:

  • таких характеристик товара, как природа, состав, спо­соб и дата изготовления, назначение, потребительские свой­ства, условия применения, наличие сертификата соответст­вия, сертификационных знаков и знаков соответствия госу­дарственным стандартам, количество, место происхождения;
  • наличия товара на рынке, возможности его приобре­тения в указанных объеме, периоде времени и месте;
  • стоимости (цены) товара на момент распространения рекламы;
  • дополнительных условий оплаты;
  • доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания товара;
  • гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности;
  • исключительных прав на результаты интеллектуаль­ной деятельности и приравненных к ним средств индиви­дуализации юридического лица, индивидуализации про­дукции, выполняемых работ или услуг;
  • прав на использование государственных символов (флагов, гербов, гимнов), а также символов международ­ных организаций;
  • официального признания, получения медалей, при­зов, дипломов и иных наград;
  • предоставления информации о способах приобретения полной серии товара, если товар является частью серии;
  • результатов исследований и испытаний, научных тер­минов, цитат из технических, научных и иных публикаций;
  • статистических данных, которые не должны пред­ставляться в виде, преувеличивающем их обоснованность;
  • ссылок на какие-либо рекомендации либо на одобре­ние юридических или физических лиц, в том числе не ус­таревшие;
  • использования терминов в превосходной степени, в том числе путем употребления слов «самый», «только», «лучший», «абсолютный», «единственный» и тому подоб­ных, если их невозможно подтвердить документально;
  • сравнений с другим товаром (товарами), а также с правами и положением иных юридических или физичес­ких лиц;
  • ссылок на какие-либо гарантии потребителю рекла­мируемых товаров;
  • фактического размера спроса на товар;
  • информации о самом рекламодателе.

Неэтичной является реклама, которая:

  • содержит текстовую, зрительную, звуковую информа­цию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и мо­рали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, со­циальной категории, возрастной группы, пола, языка, ре­лигиозных, философских, политических и иных убежде­ний физический лиц;
  • порочит объекты искусства, составляющие нацио­нальное или мировое культурное достояние;
  • порочит государственные символы (флаги, гербы, гимны), национальную валюту Российской Федерации или иного государства, религиозные символы;
  • порочит какое-либо физическое или юридическое ли­цо, какую-либо деятельность, профессию, товар.

Заведомо ложной является реклама, с помощью кото­рой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламорас-пространитель) умышленно вводит в заблуждение потреби­теля рекламы.
Учитывая массовость и особенности некоторых видов рекламы, в законе установлены специфические требования к рекламе в радиотелепрограммах, периодических печат­ных изданиях, на транспортных средствах и почтовых от­правлениях, к наружной рекламе, рекламе отдельных ви­дов товаров (алкогольных напитков, табака, табачных из­делий, медикаментов, оружия, вооружения и боевой тех­ники), рекламе финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг, а также к социальной рекламе (на­правленной на достижение благотворительных целей). Ус­тановлены специфические требования к рекламе и в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их лег­коверностью и отсутствием опыта.

Рассмотрим особенности рекламы финансовых, страхо­вых, инвестиционных услуг и ценных бумаг. При произ­водстве, размещении и распространении такой рекламы не допускается:

  • приводить в рекламе количественную информацию, не имеющую непосредственного отношения к рекламируе­мым услугам или ценным бумагам;
  • гарантировать размеры дивидендов по простым имен­ным акциям;
  • рекламировать ценные бумаги до регистрации про­спектов их эмиссий;
  • представлять любого рода гарантии, обещания или предположения о будущей эффективности (доходности) де­ятельности, в том числе путем объявления роста курсовой стоимости ценных бумаг;
  • умалчивать хотя бы об одном из условий договора, если в рекламе сообщается об условиях договора.

Объективной основой отношений между рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем, а так­же между ними и антимонопольными органами, осуществ­ляющими государственный контроль в области рекламы, яв­ляется технологическая цепь процессов рекламной деятель­ности (схема 7.4). Сердцевиной этих отношений являются меры по обеспечению достоверности рекламной информа­ции. При представлении рекламной информации для произ­водства и распространения рекламопроизводитель и рекламораспространитель вправе требовать, а рекламодатель в этом случае обязан предоставлять документальные под­тверждения достоверности рекламной информации.
Если деятельность рекламодателя подлежит лицензиро­ванию, то при рекламе соответствующего товара, а также при рекламе самого рекламодателя последний обязан пре­доставлять, а рекламопроизводитель и рекламораспространитель обязаны требовать предъявления соответствующей лицензии либо ее надлежаще заверенной копии.
При выявлении рекламопроизводителем обстоятельств, которые могут привести к нарушению законодательства, он обязан своевременно информировать рекламодателя о том, что соблюдение требований последнего при производ­стве рекламы может привести к нарушению законодатель­ства Российской Федерации о рекламе.
Если рекламодатель, несмотря на своевременное и обос­нованное предупреждение рекламопроизводителя, не изме­нит свое требование (требования) к рекламе либо не пред­ставит по требованию рекламопроизводителя документаль­ное подтверждение достоверности предоставляемой для производства рекламы информации, либо не устранит иные обстоятельства, которые могут сделать рекламу ненадле­жащей, рекламопроизводитель вправе в установленном по­рядке расторгнуть договор и потребовать полного возме­щения убытков, если договором не предусмотрено иное.
Государственный контроль в области рекламы осуще­ствляет федеральный антимонопольный орган и его тер­риториальные органы. Основная задача контроля — пре­дупреждение и пресечение фактов ненадлежащей рекла­мы. Кроме того, к разработке требований к рекламе, про­ведению независимой экспертизы, контролю в области рек­ламы привлекаются органы саморегулирования в области рекламы — общественные организации (объединения), ас­социации и союзы юридических лиц. Эти органы вправе предъявлять иски в суд (арбитражный суд) в интересах по­требителей рекламы (в том числе неопределенного круга потребителей рекламы) в случае нарушения их прав, пре­дусмотренных законодательством о рекламе.
Контрреклама. В случае установления факта наруше­ния законодательства Российской Федерации о рекламе нарушитель обязан осуществить контррекламу в срок, уста­новленный федеральным антимонопольным органом (его территориальным органом), вынесшим решение об осуще­ствлении контррекламы. При этом нарушитель несет рас­ходы по контррекламе в полном объеме.
Контрреклама осуществляется, как правило, при помо­щи того же средства распространения, с использованием тех же характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая ненадлежащая рек­лама. Содержание контррекламы согласовывается с феде­ральным антимонопольным органом (его территориальным органом), который установил факт нарушения.
Ответственность за нарушение законодательст­ва о рекламе. Юридические лица или граждане (рекламо­датели, рекламопроизводители и рекламораспространители) за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе несут гражданско-правовую ответственность.
Лица, права и интересы которых нарушены, в резуль­тате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в установ­ленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущен­ную выгоду, возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу, компенсации морального вреда, публичном оп­ровержении ненадлежащей рекламы.
Истцы по искам о возмещении вреда, причиненного не­надлежащей рекламой здоровью, имуществу, чести, достоинству и деловой репутации, освобождаются от уплаты го­сударственной пошлины.
Ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы, или непредоставление в установленный срок сведений по требованию федерального антимонопольного органа (его территориального органа) влекут административную от­ветственность в виде предупреждения или штрафа. Не­надлежащая реклама, совершенная повторно в течение го­да после наложения административного взыскания за те же действия, влечет уголовную ответственность. Заведо­мо ложная реклама, совершенная в целях получить при­быль (доход) и причинившая существенный ущерб госу­дарственным или общественным интересам либо охраняе­мым законом правам и интересам граждан, также влечет уголовную ответственность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!