Правовое регулирование реализации товаров        07 ноября 2010        14         0

Типичные ошибки в договорах поставки

Договоры поставки, особенно составленные на малых предприятиях, менеджеры которых не обладают доста­точной правовой подготовкой, часто содержат многочислен­ные ошибки и неточности. Эти ошибки могут приводить к спорам между сторонами, значительным финансовым по­терям или к признанию договора недействительным.

Преамбула. В преамбуле часто встречаются неточнос­ти в наименовании должностных лиц, подписывающих до­говор, и документов, на основании которых эти лица дей­ствуют. Указывается, например, что договор от имени од­ной из сторон подписан генеральным директором. Однако должность называется по другому, или подписавший дого­вор является заместителем генерального директора.
Указывается: «в лице торгового менеджера, действую­щего на основании устава». Как правило, на основании ус­тава действует руководитель — генеральный директор (ди­ректор, председатель правления). Следует проверить, дей­ствительно ли в уставе оговорено право данного лица за­ключать подобные сделки именно на основании устава. В противном случае надо потребовать предъявить докумен­ты, подтверждающие полномочия. Как правило, такие пол­номочия удостоверяются доверенностью.
Если лицо, подписывающее договор, действует на осно­вании доверенности, нужно прямо указать это в договоре, приведя номер доверенности и дату ее выдачи.

Предмет договора. В этом разделе ошибки встреча­ются наиболее часто. Самая распространенная — предмет договора определяется без указания конкретного вида, сор­та, количества и цены, например как «продукты питания». Если это рамочный договор, а конкретные условия постав­ки определяются какими-либо другими документами (ча­ще всего спецификациями), необходимо указать, что спе­цификации являются неотъемлемыми частями настоящего договора.
Следует иметь в виду, что, если в договоре отсутствуют предмет и цена и определить их невозможно, договор мо­жет быть признан недействительным.
Часто допускается ошибка: в одном пункте договора от­мечено, что ассортимент и количество определяются в до­полнении к договору, а в другом — что цена определяется в спецификации. Нередко на вопрос, об одном ли докумен­те идет речь в этих пунктах, следует положительный от­вет. Если это так, то во всем договоре он должен указы­ваться под одним названием.
Порядок расчетов. Довольно часто указывается, что продукция должна быть оплачена в течение, например, трех дней, но не уточняется, какие дни — календарные или банковские — имеются в виду. Когда в договоре от­сутствует специальная оговорка о том, что речь идет о бан­ковских днях, покупатель может попасть в очень неприят­ную ситуацию: ведь по умолчанию считается, что речь идет о календарных днях и, если срок платежа составляет два или три дня, а все два или три дня могут оказаться нера­бочими для банка, у покупателя не будет возможности вы­полнить свои обязанности.
В такой ситуации, если строго следовать букве догово­ра, для покупателя наступает ответственность за невыпол­нение обязательств по договору.

Порядок приемки продукции по количеству и ка­честву. Чаще всего при приемке продукции пользуются Инструкциями П-6 и П-7, утвержденными постановлением Госарбитража СССР. Но применение этих Инструкций воз­можно, если это специально указано в договоре. Кроме то­го, необходимо учесть, что некоторые вопросы эти Инст­рукции отдают на усмотрение сторон, поэтому их жела­тельно особо оговорить в договоре.
Прочие разделы. В договорах часто опускаются неко­торые пункты, а то и целые разделы, так как составители считают их пустыми формальностями. Например, отсутст­вует раздел «форс-мажорные обстоятельства». Однако когда такие обстоятельства наступают, бывает довольно сложно определить порядок действий сторон. Поэтому данный раз­дел в договоре должен быть обязательно. В нем следует ука­зать виды этих обстоятельств, какими документами должно подтверждаться их наступление, в течение какого срока сто­рона, для которой наступили форс-мажорные обстоятельст­ва, должна уведомить об этом контрагента, а также дейст­вия сторон, если такие обстоятельства длятся более установ­ленного здесь же срока (обычно трех или шести месяцев).
Если в договоре установлен претенциозный порядок рас­смотрения споров, надо установить для рассмотрения пре­тензии минимальные сроки (одну-две недели).

Следует обращать также внимание на точность указа­ния реквизитов сторон, на недопустимость сокращений, не являющихся общепринятыми, на четкость оттиска печати (должна стоять печать самого предприятия, заключившего договор).
Некоторые общие замечания и рекомендации. В документе не должно быть неточностей (например, в од­ном из договоров одно и то же лицо именовалось то про­давцом, то поставщиком, то продавцом-поставщиком).

Если качество продукции определяется ГОСТами, они должны быть названы, причем точно.
Если в договоре указано, что качество определяется в спецификации, спецификация обязательно должна содер­жать эти требования.
Каждый лист договора должен быть подписан, чтобы исключить подмену листов. Если по каким-либо условиям договора должна быть достигнута устная договоренность, а также в случаях возникновения разногласий можно, пре­дупредив партнера, записывать переговоры (в том числе телефонные) на магнитофон. Не будет лишним включить в договор условие, в соответствии с которым записанные пе­реговоры приравниваются к письменной форме и могут быть использованы в качестве доказательств в суде (арбит­ражном суде).

В договоре недопустимы зачеркивания, подчистки, по­правки и т. п. Если же такое все-таки произошло, нужно написать на полях «исправленному верить». Эта надпись должна быть заверена подписями обеих сторон.
Если какой-либо договор предполагается использовать в качестве типового для многих контрагентов, он должен быть особо выверен, чтобы не тиражировать ошибки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!