Управление предприятием

Управление предприятием направлено на достижение целей и задач деятельности предприятия. Его можно понимать в двояком смысле:

  • внешнее управление, осуществляемое государственными и иными органами;
  • внутреннее управление, проводимое органами самого предприятия.

Внешнее управление предприятиями существенно изменилось при переходе к рыночной экономике. Если в прошлом оно основывалось на директивных плановых заданиях, то теперь в управлении предприятиями преобладают методы экономического стимулирования их деятельности. Особенно это относится к частным предприятиям, на которые государство воздействует с помощью установления общих параметров их деятельности. В этих целях проводится прогнозирование и программирование хозяйственной деятельности, применяются государственная регистрация предприятий, лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности, техническое регулирование и другие меры, направленные на обеспечение интересов государства и общества. Важной формой государственного регулирования экономики является государственная поддержка экономически и социально значимых предприятий.
Реже применяются методы обязательных предписаний, что практикуется, в частности, в отношении предприятий-монополистов (хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынке), цены на продукцию которых регулируются государством, несмотря на общий отказ от государственного регулирования цен, характерный для рыночной экономики.
Установление обязательных заданий наиболее характерно для управления государственными и муниципальными предприятиями. Особенно это относится к казенным предприятиям, действующим на праве оперативного управления и финансируемым из государственного бюджета.
Значительные изменения произошли в последнее время и во внутреннем управлении предприятиями, осуществляемом органами самого предприятия. В первые годы перехода к рыночной экономике в Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» определялись общие правила управления предприятиями различных форм собственности. В указанном законе имелась специальная глава, устанавливавшая основы управления предприятиями, полномочия руководителя предприятия, права трудовых коллективов по участию в управлении предприятием.
После отмены Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» в законодательстве нашей страны не стало общих норм о порядке управления предприятиями. Нормы о порядке управления ими содержатся в специальных законах, изданных по предприятиям отдельных видов, например, в федеральных законах «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью». Нормы о порядке управления государственными и муниципальными предприятиями содержатся в Федеральном законе «О государственных и муни-ципааьных унитарных предприятиях».
В то же время при регулировании различными нормативными актами правового положения предприятий разных организационно-правовых форм выявились некоторые общие тенденции, относящиеся ко всем предприятиям.
Прежде всего это выражается в возрастании роли устава (учредительных документов), в регулировании порядка управления предприятиями различных организационно-правовых форм. Если ранее устав по существу был формальным документом и не имел большого значения, то теперь в уставе конкретно определяется порядок управления предприятием, компетенция различных органов управления, способы принятия хозяйственных решений.
Устав является локальным нормативным актом, но его содержание в основном одинаково определяется в законодательстве о различных видах предприятий. В отношении государственных предприятий это достигается путем издания примерных и типовых уставов данных предприятий. При этом устав выступает не только как учредительный документ, но и как локальный нормативный акт, содержащий основные положения о порядке деятельности предприятия и управления им.

Так же прочтите:  Характеристика на воспитателя детского сада: как написать, структура, секреты написания, образец

Для уставов государственных и муниципальных предприятий характерна необходимость указания в них предмета деятельности предприятия, поскольку правоспособность этих предприятий является специальной. В целях регулирования разработки уставов федеральных государственных предприятий, действующих на праве хозяйственного ведения, издан Примерный устав, а уставов казенных предприятий —

Типовой устав казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия утвержден Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 908.
В основном одинаково на предприятиях всех организационно-правовых форм определяются права и обязанности руководителя (директора, генерального директора). Это имеет важное значение в связи с тем, что предприятия выступают в правовых отношениях, прежде всего, через своих руководителей.
Руководитель (директор, генеральный директор) предприятия является его единоличным исполнительным органом, действующим от имени предприятия без особой доверенности в силу своего должностного положения. Руководитель представляет предприятие в правовых отношениях, заключает договоры, открывает банковские счета, выдает доверенности другим лицам на выступление от имени предприятия, совершает другие юридические действия в интересах предприятия.
Велика роль руководителя и в отношениях, складывающихся внутри предприятия. Он руководит повседневной деятельностью предприятия, издает приказы и распоряжения, обязательные для всех работников предприятия. Разумеется, взаимоотношения руководителя с другими органами управления предприятия во многом зависят от организационно-правовой формы предприятия.
Наиболее простая система управления применяется в хозяйственных товариществах. Они являются обычно небольшими предприятиями, состоящими из нескольких участников. В хозяйственных товариществах весьма важен личный момент, их участники — полные товарищи, как правило, имеют одинаковые полномочия в области управления и ведения дел товарищества.
В хозяйственном товариществе не создаются специальные органы управления, вопросы решаются совместно всеми полными товарищами. Каждый полный товарищ имеет право заключать сделки от имени товарищества, однако в учредительном договоре может быть предусмотрено, что ведение дел товарищества и заключение сделок от его имени поручается лишь одному или нескольким полным товарищам. Таким образом, порядок управления хозяйственными товариществами во многом регулируется их учредительными договорами.
Более сложной является система управления в хозяйственных обществах. В этих предприятиях управление строится по двухзвенной или

Так же прочтите:  Полиграф для проверки сотрудников: правомерно ли его использование, для чего необходимы проверки на полиграфе

трехзвенной системе. При двухзвеиной системе в обществе создаются два органа управления: высший орган — общее собрание участников, решающее наиболее важные вопросы деятельности предприятия, и исполнительный орган, управляющий текущей деятельностью общества, который может быть единоличным (директор, генеральный директор) либо коллегиальным (правление, дирекция). При этом единоличный орган должен быть во всех случаях, а коллегиальный может и отсутствовать. Такая система управления используется по общему правилу в обществах с ограниченной ответственностью.
В акционерных обществах применяется трехзвенная система управления, при которой наряду с высшим органом управления (общим собранием акционеров) и исполнительным органом образуется совет директоров (наблюдательный совет), осуществляющий общее руководство предприятием. Разграничение компетенции между различными звеньями управления предусматривается в законодательстве и конкретизируется в уставах акционерных обществ.
Более простой является система управления унитарным предприятием. Во главе такого предприятия стоит руководитель (директор, генеральный директор), управляющий предприятием на основе единоначалия. Руководитель унитарного предприятия назначается уполномоченным органом и действует на основе заключаемого с ним договора. В отношении юридической природы контракта с руководителем предприятия первоначально высказывались мнения о том, что он является гражданско-правовым, но в настоящее время он рассматривается в законодательстве в качестве трудового договора.
Принцип единоначалия, создающий почву для развития бюрократизма, в условиях плановой экономики смягчался предусмотренным в законодательстве участием работников в управлении предприятиями. Так, в Законе СССР «О государственном предприятии (объединении)» 1987 г. предусматривалось самоуправление трудовых коллективов, состоящее в том, что многие вопросы управления предприятиями решались администрацией совместно с трудовыми коллективами (утверждение техпро-мфинплана, распределение средств фондов материального поощрения и др.). Некоторые положения об участии трудовых коллективов в управлении предприятиями содержались и в Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Однако после его отмены в законодательстве о предприятиях практически нет норм о правах трудовых коллективов. Об этих правах говорится в основном лишь в трудовом законодательстве.

Так же прочтите:  Характеристика на воспитателя детского сада: как написать, структура, секреты написания, образец

Недооценка участия трудовых коллективов в управлении предприятиями иногда обосновывается ссылками на то, что данный вопрос имеет значение якобы только при социалистическом строе, а в рыночной экономике он не актуален. Однако практика традиционных буржуазных государств свидетельствует об обратном. Например, в Германии действует система участия трудовых коллективов в управлении через советы предприятий, избираемые их работниками. Такие советы совместно с администрацией решают некоторые вопросы деятельности предприятий.
В последнее время в нашей стране участию работников в управлении предприятиями уделяется больше внимания, о чем свидетельствует, в частности, принятие Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)». В этом законе делается попытка сочетать традиционную форму акционерного общества с участием работников предприятий-акционеров в решении социальных и производственных вопросов.

В то же время в Федеральном законе «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» говорится лишь о возможности создания на предприятии совещательных органов, но их компетенция в нем не определяется

Практические рекомендацииТехнологии эффективности
logo
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5
0,00
98 просмотров
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Поиск
Do NOT follow this link or you will be banned from the site!