Кадровая служба        17 октября 2018        1074         0

Характеристика класса: рекомендации по написанию, образцы

Характеристика класса должна составляться с учетом трех важных принципов, описанных в статье. Вы можете ознакомиться с образцами написания характеристик класса.

Характеристика класса: рекомендации по написанию, образцы

Общие рекомендации

Характеристика класса или Педагогическая характеристика — это в первую очередь документ. Поэтому произвольная форма ее составления недопустима.

Информация, представленная в рамках характеристики школьного класса, не должна подаваться как случайное или хаотичное нагромождение сведений. Документ должен быть структурирован.

Излагать сведения о школьном коллективе желательно в официально-деловом стиле. Однако при этом информация должна быть понятной не только самому составителю, но и тому, кто будет знакомиться с характеристикой в будущем. Указывать имена, фамилии учеников сокращенно запрещается.

Психолого-педагогическая характеристика коллектива класса должна составляться с учетом трех важных принципов.

Принцип комплексности

Классному руководителю и педагогу-психологу по долгу службы приходится составлять огромное количество характеристик. Неудивительно, что иногда эти документы начинают получаться шаблонными и безликими. Однако этого все же следует избегать, ведь психолого-педагогическая характеристика класса должна отражать полезные сведения, те, которые сможет использовать любой педагог после ознакомления с документом. Полезность же шаблонных фраз сводится, как мы понимаем, к минимуму.

Кроме того, вся информация должна отражаться последовательно и логично. В совокупности представленные в документе сведения должны создавать четкое представление о школьном коллективе, на который составлена характеристика.

Принцип гуманизма

Сведения в характеристике должны быть адекватными и непредвзятыми, ведь только объективная информация может использоваться по назначению. Если же психолого-педагогическая характеристика класса, ученика или даже бывшего воспитанника дошкольного учреждения составлена необъективно, а на основании нее новый учитель, не знакомый с личностью учащегося, начинает строить с ним педагогическое взаимодействие, результат его может оказаться неэффективным. И хорошо, если только неэффективным, а не вредным для развития личности школьника.

Как и врач, учитель должен руководствоваться в своей работе важным принципом — не навреди.

Принцип объективности

Учитель должен помнить, что психолого-педагогическая характеристика начального класса будет отличаться от характеристики класса из старшего школьного звена. То есть в действие вступает принцип объективности — каждое анализируемое явление должно быть объяснено с опорой на теоретические положения возрастной психологии.

Составленная в соответствии с этими принципами характеристика будет действительно полезным документом, к которому в своей работе смогут обратиться классные руководители и педагоги-предметники.

Образец написания характеристики класса

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся 3-В класса МОУ «Бендерская Средняя Общеобразовательная Школа № 15»

В классе учится 20 человек, из них 13 мальчиков и 7 девочек. Большинство детей 2007 года рождения. Один ребенок 2006 года и двое 2008 года . В неполной семье живет 1 ребенок (Стратонов И.)

В классе 4 детей из многодетных семей (Голубова Н.,Павленко С., Чернат А., Кирсанов Д.). В целом дети воспитываются в хороших семьях, где родители уделяют должное внимание своим детям. Есть ребенок, склонный к правонарушениям (Стратонов И.)

По результатам медицинского обследования все дети здоровы.У некоторых детей имеются нарушения речи.

В классе 6 детей имеют высокий уровень успеваемости по всем предметам (Бызган А.,Голубова А., Норошян А., Палади А., Самохвалова С., Чернат А.) Низкая успеваемость у Борисенко Н. остальные учащиеся имеют средний уровень развития.

У учеников пока преобладают следующие типы мышления: наглядно-образный и репродуктивный.

В классе есть дети ,которые отличаются неординарным мышлением, феноменальной памятью, сообразительность и находчивостью(Палади Н.,Павленко С., Чернат А.)

Девочки увлекаются музыкой, мальчики в классе спортивные, практически все посещают спортивную секцию, большинство детей посещают различные кружки во внеурочное время.

Класс активный: дети принимают активное участие во всех школьных мероприятиях, у некоторых детей есть выраженные черты лидера (Гогу С.,Буздуган К., Цуркан Д.) Многие из учащихся хорошо рисуют, принимают участие в художественных конкурсах.

Учебная мотивация носит разнообразный характер. На уроках желательно развивать интерес детей к предметам, поощрять их самостоятельные занятия дома.

На уроках дети активны, хорошо воспринимают материал, на переменах подвижны. Класс в целом дружный, с хорошим потенциалом. Учащиеся умеют работать совместно. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности, ученики дорожат честью класса. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные.

Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей. В классе преобладает доброжелательный настрой. Все дети в дружеских отношениях друг с другом.На основании анализа результатов наблюдений, бесед с классом, работы в классе, можно сказать, что класс является достаточно сплоченным.

Образец характеристики класса на примере 4 Д МОУ НОШ 39

Характеристика класса

Так же прочтите:  Характеристика на воспитателя детского сада: как написать, структура, секреты написания, образец

на примере 4 Д класса МОУ НОШ 30 г. Белореченск

В 4 «Д» классе обучается 19 человек . Из них 8 девочек и 11 мальчиков.

Количество детей, рожденных в 1999 году 3 человека, 1998 году 16 человек .

Проживают в полных семьях 14 человек. Условия воспитания в этих семьях удовлетворительные. Дети живут в хороших семейных условиях, где им оказаны должные: доброта и внимание.

В неполных семьях проживают 5 человек. Среди них 1 опекаемый ребенок – Свечников Николай, который проживает с бабушкой-опекуном. Но эти дети не обделены вниманием со стороны мам и бабушки. Двое учащихся проживают в многодетных семьях: Делиньян В. Караибрагимов Э. В классе 16 детей русской национальности, 2 ребенка армянской национальности, 1 ученик турецкой национальности (хемшил). В микрорайоне школы проживают: 13 человек.

Физическое развитие детей соответствует возрасту, но есть часто болеющие дети: Шкаранда Антон, Куркина Анастасия .

К большому сожалению в классе мало детей, которые кроме школьных оздоровительных занятий посещали бы кружки и секции вне школы, были заняты в школах искусств.

В музыкальной школе обучаются . Петросян А. Фадеева А. Костров А. В художественной школе – Якунин В. Трофимов М. Алтухова И. Гриценко О. Колайда В. Головачев А. Трофимов М. Якунин В. Куркина А. – занимаются плаванием. Караибрагимов Э. Шкаранда А.- занимаются вольной борьбой . Некоторые мальчики посещают секцию футбол а.

Родители учеников – люди разного возраста, разнообразных профессий, отличаются друг от друга уровнем образованности, культуры, родительской активности. Многие родители положительно воздействуют на детей. Их отличает единство и согласованность требований в семье к детям, осведомленность о жизни ребенка, тесная связь с учителем, поиск рекомендаций и разрешение проблемных ситуаций по воспитанию детей. Это благополучные семьи: (перечисленеи семей ). Есть семьи, в которых родители занимаются воспитанием своих детей не на должном уровне. Со стороны эти семьи поддерживают хорошие отношения, но здесь присутствует взаимное безразличие, имеют место постоянные семейные конфликты. Это семьи ( перечисленеи семей ). В классе четверо детей проживают в малообеспеченных семьях, а именно: ( перечисление семей ). Остальные семьи имеют средний достаток.

Так же прочтите:  Характеристика на руководителя, директора предприятия:образец и порядок составления

В классном коллективе есть дети с ослабленным здоровьем . Они часто пропускают уроки, болеют простудными заболеваниями: ( дети, которые часто болеют ). За этими детьми необходимо постоянное наблюдение и контроль их состояния здоровья. Наблюдаются частые опоздания на занятия следующих учащихся: ( опаздывающие ученики ). С этими детьми и их родителями ведется разъяснительная работа по устранению причин систематических опозданий.

В общем, в классе сложился дружный коллектив . Дети живут интересами друг друга, болезненно переживают неудачи и проблемы своих одноклассников, стараются протянуть им руку помощи. В классе можно выделить лидеров: ( лидеры класса ). Несколько человек в классе требуют повышенного внимания: ( ученики повышенного внимания ). (очень капризный и привередливый ребенок), Свечников Н. (трудновоспитуемый мальчик), Шкаранда А. и Куркина А. (часто пропускают уроки без уважительных причин).

Многие ученики добросовестно относятся к учебе: ( добросовестные учащиеся ). Но есть и ребята, которые учатся неохотно, у них отсутствует интерес к учебе: ( ученики, у котрых интерес у учебе отсутствует ). С этими учениками и их родителями ведется индивидуальная работа, где прививается интерес в учебе, ликвидируются пробелы в знаниях.

Отношение к труду у детей разное. Есть ученики очень активные и добросовестные, которые с удовольствием выполняют поручения. У других ребят не воспитано трудолюбие. Они работают без желания, стараются увильнуть от просьбы, поручения. Все ученики класса активно принимают участие в общественной жизни класса и школы . готовят праздники для педагогов, своих родителей, других учеников школы.

Общий уровень развития учащихся – средний . интересы разнообразные. В классе ведется работа по формированию общественного мнения, где дети учатся высказывать свои суждения, отношения к поступкам некоторых учеников, оценивать работу товарищей и т.д.

В новом учебном году будет продолжена работа по сплочению дружного ученического коллектива, формированию положительных мотивов в отношении с окружающими.

Так же прочтите:  Расследование несчастных случаев на производстве: какие несчастные случаи подлежат расследованию и учету

Характеристика интересов учащихся

Интерес моих учащихся к учебно-воспитательной деятельности различен.

Но все учащиеся хотят иметь высокие учебные результаты, но не у всех получается, всем моим детям нравится ходить в школу учиться. Проблем с пропусками уроков без уважительной причины нет. Дети активны на уроках, с удовольствием участвуют на внеклассных мероприятиях. так как не у всех учащихся сформированы такие качества как усидчивость, внимательность, любознательность. Это касается таких учащихся как Артемьева И., Ильин Е., Ефимов Д.

Преобладающий учебный интерес учащихся к таким предметам как чтение, математика, окружающий мир, физкультура .Проявляют явно выраженный интерес к игре в шашки.

Характеристика  сформированности  классного коллектива

За прошлый учебный год и по сегодняшний день обучения в школе дети подружились.

Взаимоотношения между ними хорошие. С первых дней пребывания в коллективе класса лидерские качества проявляет Андачков А..  Ребята  прислушиваются к его мнению, стремятся выполнять его требования.

В основном дети воспринимают замечания и критику своих сверстников.

В классе нет ярко выраженных групп, многие дети с удовольствием помогают друг другу, поздравляют друг друга с днём рождения.

В классе есть ученица, которая не всегда адекватно воспринимает замечания и критику. Это Артемьева Инна — обидчивая, себялюбивая.

Большинство учащихся проявили желание хорошо учиться. Они получили первичное представление о прваильной организации учебного труда в школе и дома, старательно их выполняют.

Активны на уроках и любознательны. Ученики самостоятельно пытаются наладить порядок и дисциплину на уроках и во внеурочное время.Дети подвижны,общительны,любят рисовать, мастерить, петь и танцевать. Большинство из них имеют общественное поручение, за которое несут ответственность. В целом вдётся целенаправленная работа по привитию правильного поведения в обществе, в школе и в семье.

Своими высокими интеллектуальными способностями выделяется Михайлов В.. Он пользуется авторитетом в классе, к его мнению прислушиваются, с ним хотят дружить остальные учащиеся класса.

Характеристика семей учащихся

Основная часть учеников живёт в полных благополучных семьях. Средний возраст родителей 35-40 лет. Образовательный уровень семей – средний. Основная часть детей проживает в благоприятных жилищных условиях. Отношение родителей к школе хорошее. Особенно радует помощь, оказанная со стороны родителей в подготовке домашних заданий.

Многие родители всегда посещают родительские собрания, интересуются успехами своих детей, присутствуют на внеклассных мероприятиях.

Дети к своим родителям относятся уважительно. Они с удовольствием для них готовят рисунки, поделки, учат стихи, песни, танцы. Так родители заинтересованы во всестороннем развитии ребёнка, то они никогда не оказывают своим детям в том, что благоприятно способствует качественному образованию. Дети ни в чём не ущемлены. Несмотря на то, что отдельным ученикам даётся с трудом учёба, их родители относятся к ребёнку с терпением, стараются не вызывать в нём гнев и агрессию. Все силы прилагают для разрешения конфликтных ситуаций.

Так же прочтите:  Расследование несчастных случаев на производстве: какие несчастные случаи подлежат расследованию и учету

Характеристика нравственных качеств учащихся,  эмоционального состояния детского коллектива

Коллектив учащихся доброжелательный и открытый. Ребята переживают неудачи своих сверстников, пытаются помочь поддерживать в трудной ситуации.

Конфликтность проявляют Моисеев Станислав, Артемьева И.  Эти ребята не всегда в состоянии справедливо и критично оценивать свои поступки. Родители относятся снисходительно к выше перечисленным проявлениям в характере данных учащихся.

За период обучения взаимоотношения внутри класса между детьми товарищеские, дружелюбные. Грубых, дерзких поступков не наблюдалось. Многие ребята бойкие, энергичные, жизнерадостные. С большим удовольствием принимают участие в коллективных делах, стараются не оставаться в стороне.

Характеристика классного коллектива (класс активный, творческий)

В ____ б классе обучается 22 человека, из них 13 мальчиков и 9 девочек. 2 детей (братья) из многодетной семьи, 2 — из малообеспеченных семей, детей, проживающих в неполных и асоциальных семьях нет.

19 человек обучаются вместе с 1 класса, 3 – прибыли 5 лет назад в 5 класс. Класс достаточно дружный и сплоченный.

16 человек проживают в городе постоянно, 2 – сельские, уезжают на выходные, 4 — ежедневно приезжают в школу на автобусе.

Детей с серьезными нарушениями здоровья в классе нет, есть дети с проблемами зрения, опорно-двигательного аппарата. Освобожденных от физической культуры нет.

Из 22 учащихся на конец учебного года 5 отличников, 11 высоко успевающих. В классе есть группа учащихся с высокой степенью развития познавательного интереса. Уровень знаний этих учащихся возрастает из года в год, растет их активность и во внеклассной познавательной деятельности. Хорошие результаты показывают на предметных олимпиадах, как на школьном уровне, так и на муниципальном. У большинства учащихся широкий кругозор и разнообразные интересы. Интересы разносторонние. Есть учащиеся, которые увлекаются несколькими предметами, есть – с четко выраженными интересами. На уроках достаточно активны, охотно занимаются творческой деятельностью.

Ребята принимают активное участие в дистанционных конкурсах, в Интернет — олимпиадах: конкурс — игра по математике «Слон», молодежные чемпионаты по географии, по информатике, конкурс — игра по ОБЖ «Спасатели», всероссийский чемпионат по онлайн игре «Изучи Интернет — управляй им», олимпиады по математике и биологии «Альбус», всероссийский конкурс — игра по русскому языку «Еж», межрегиональный проект (с международным участием) по информатике «Новое поколение», всероссийский чемпионат «Всезнайка» и др. Девочки принимали участие в школьном конкурсе «Портфолио», получили диплом I степени, а затем ученица нашего класса стала победителем заочного районного конкурса «Портфолио учащихся – путь к успеху». Команда класса стала победителями межрегионального проекта (с международным участием) по информатике «Новое поколение» в двух номинациях: «Лучшее видеопредставление» и «Знатоки расследования».

Принимали участие во всероссийском конкурсе рисунков «Учитель глазами ребенка», в межрайонном конкурсе видеороликов «Осенняя пора – очей очарование», в региональном этапе международного конкурса детского рисунка «Радуга», в Торопецком межрегиональном Рождественском фестивале «Вечно свято, вечно ново Рождество для нас Христово», в межрегиональном сетевом творческом конкурсе «Идет волшебница зима», в дистанционном конкурсе «Созвездие закладок», в школьных фестивалях: электронных газет и плэйкастов, в межшкольном фестивале инсценированной песни «Доблесть русского народа».

Так же прочтите:  Характеристика на воспитателя детского сада: как написать, структура, секреты написания, образец

В конце мая приняли участие в городской экологической акции «Убери свой город», убирали берег реки в районе улицы Ломоносова. Участие в данной акции уже стало для нас традиционным.

Такое количество конкурсов, мероприятий, и активное участие в них обучающихся говорит о большом круге интересов учащихся класса и их активной жизненной позиции.

Несколько человек продолжают свою работу в составе школьного научного общества, работают над проектами, принимают участие в научно-практических конференциях.

В классе есть и проблемные в обучении ребята, которые учатся без интереса, не имеют мотивации к обучению. Регулярно проводятся беседы с родителями, с самими ребятами. За данный учебный год 18 раз были официально вызваны родители в школу, более 10 раз родители приходили сами, было за год проведено четыре родительских собрания, где так же обсуждались вопросы успеваемости.

В классе есть ребята, которые занимаются активно спортом. Многие мальчики ходят в спортивную школу и имеют награды за спортивные достижения. Команда мальчиков заняла призовое место в спортивных соревнованиях по волейболу, ребята неоднократно принимали участие в районном легкоатлетическом кроссе, где занимали призовые места.

Класс достаточно общительный, проблемных детей в этом плане нет. Есть ребята, которые немного в стороне от коллектива, но это особенности их характера. Во внеурочной деятельности и во всех классных делах они принимают участие. Ребята хорошо общаются и дружат с ребятами из других классов, из других школ. Коммуникативные навыки сформированы неплохо.  Личные качества ребят – доброта и порядочность, они умеют сделать выводы и исправлять свои ошибки. Большая часть класса ребят правильно реагируют на критику. Отзывчивы на похвалу. Умеют взаимодействовать с педагогами.

Родители (большая часть) и родительский комитет активно участвуют в жизни класса. Организуют чаепития, подарки детям к праздникам, оказывают помощь в организации мероприятий. Многие бывают в школе, интересуются успехами и неудачами своих детей.

Явка на собрания – более 60% родителей.

В целом, можно сделать вывод: класс работоспособный, активный, ребята творческие, разносторонне развитые, умеют и хотят учиться, очень доброжелательные.

Выводы, постановка проблемы, задачи

Нет единой ценностно-ориентационной системы; низкий уровень сплоченности коллектива; Необходимо: продолжить работу по формированию и сплочению коллектива, выработке единых ценностных норм и правил, которые бы принимали и осуществляли все члены коллектива; способствовать повышению уровня познавательной активности у учащихся с замедленным темпом деятельности, формировать у них познавательную активность, учебную мотивацию; формировать у учащихся адекватную самооценку; воспитывать культуру общения между мальчиками и девочками, развивать их коммуникативные умения и навыки.

Источники:

  1. https://infourok.ru/obrazec-napisaniya-harakteristiki-klassa-1882479.html
  2. http://mirshablonov.ru/harakteristika/obrazets-harakteristiki-klassnogo-kollektiva.html
  3. http://ilinaf.21412s02.edusite.ru/p8aa1.html
  4.  http://pedsovet.su/charakteristika_5klassa/47183
  5. https://shkolabuduschego.ru/shkola/uchitelu/psihologo-pedagogicheskaya-harakteristika-klassa-razyasneniya-na-primere.html
  6. http://iskovoe.my1.ru/publ/kharakteristika_dlja_predjavlenija/pedagogicheskaja_kharakteristika_klassa_obrazec/15-1-0-882

Кадровая служба
logo
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5
0,00
1075 просмотров
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Поиск
Do NOT follow this link or you will be banned from the site!