- Целевое предназначение и содержание
- Механизм оценки развития качеств личности
- Когда необходимо предоставить характеристику на ученика в отдел опеки и попечительства
- Обязательные подпункты
- Образец
- Начальной школы
- Средней и старшей школы
- Преуспевающего ученика
- Отстающего в обучении
- На трудного ученика
- Для выпускника
Как правильно составляется характеристика на опекаемого ребенка от классного руководителя (образец), и какие обязательные пункты следует включить в содержание такой характеристики?
Кому и для реализации каких целей может быть необходим этот документ? Краткий отчет представлен в данной статье.
Целевое предназначение и содержание
Дети являются наиболее беззащитными в суровых реалиях жестокого современного мира. Именно с целью защитить эту категорию населения планеты и созданы в каждом государстве специальные органы опеки и попечительства.
В их полномочия/должностные обязанности входит постоянный контроль за соблюдением прав ребенка в семье, на улице, в учебных и прочих социальных заведениях. Собрать и классифицировать полную информацию про каждого малолетнего ребенка или подростка помогают характеристики.
Документ содержит максимум информации о таких факторах, как:
- социальная адаптация малолетнего/несовершеннолетнего ребенка;
- уровень его интеллектуально-психического развития;
- особенности характера, поведенческие моменты, увлечения;
- уровень материального обеспечения;
- общей психологический комфорт данной среды, где пребывает ребенок.
Предоставить выше указанную информацию с высоким показателем достоверности может только тот человек, который проводит с несовершеннолетним длительное время в течение суток. Например, классный руководитель в школе, руководитель кружка, психолог школы или социальный работник, длительное время наблюдавший за поведением ученика.
Механизм оценки развития качеств личности
В каждом образовательном учреждении совместную работу по развитию, воспитанию подопечного ведут несколько специалистов:
- классный руководитель, который тесно общается с ребенком, постоянно находится на связи с опекуном или попечителем;
- психолог, диагностирующий внутреннее состояние личности несовершеннолетнего;
- социальный педагог, осуществляющий взаимодействие с управлением по опеке и сбор информации о ребенке по запросу ведомства.
Это тоже важно знать:Характеристика для военкомата: образцы и примеры написания
Именно психолог отвечает за развитие качеств личности подопечного. В характеристике ребенка для органов опеки он может дать описание уровня его развития, который измеряется следующими показателями:
- работоспособность (при высокой школьник может активно участвовать в занятиях на всех уроках, при средней наблюдается утомляемость, в случае слабой работоспособности он страдает от раздражительности, сонливости, вялости);
- умение выделить главное в изученном материале;
- насколько он самостоятельно мыслит;
- умение работать на занятиях в необходимом темпе;
- проявление самоконтроля в учебном процессе;
- насколько сознательно ребёнок подходит к мероприятиям по обучению.
По этим критериям психолог оценивает уровень развития несовершеннолетнего, что может пригодиться при определении образовательного маршрута совместно с органом опеки, если ребенок по объективным причинам не успевает согласно программам.
Когда необходимо предоставить характеристику на ученика в отдел опеки и попечительства
Запросы на выдачу полной характеристики поведения и социального развития конкретного ребенка поступают из отдела опеки и попечительства в следующих ситуациях:
- если возбуждено судебное разбирательство по вопросу лишения родительских прав отца или матери;
- когда на малолетнего/несовершеннолетнего заведено дело в милиции, и ребенка подозревают в совершении уголовного или другого вида правонарушения;
- если поведение ребенка отличается заметной жестокостью, возникают постоянные конфликты;
- когда были замечены суицидальные наклонности у подопечного;
- если поступил запрос об усыновлении малыша – необходима характеристика на опекаемого ребенка от классного руководителя;
- все неблагополучные, малообеспеченные семьи находятся на постоянном контроле службы опеки и попечительства, вследствие чего на детей из таких семей как минимум раз в год должна быть предоставлена полная характеристика.
Обязательные подпункты
Правила написания характеристики знать необходимо, т.к. при их нарушении составленный документ может не иметь никакой юридической силы. Документ состоит из 3-х частей.
В правом верхнем углу (или по центру листа) указывают личные данные ребенка, на которого составляется характеристика:
- ФИО ребенка;
- место учебы, класс;
- дата рождения, место жительства.
Это тоже важно знать:Характеристика на ПМПК 2 класс от классного руководителя: примеры и образцы
Следующая часть документа содержит такие сведения:
- дата поступления ребенка в школу;
- общий уровень знаний в начале учебы и приобретенные навыки к моменту написания характеристики, какие предметы более успешно усваивает, с чем есть сложности;
- особенности мыслительных процессов, памяти, внимательности;
- уровень здоровья и физической активности;
- психологическая адаптация в коллективе, отношения со сверстниками, учителями;
- мотивация школьника к учебе.
Общие обоснованные выводы и прогнозы автора характеристики. Дата/подпись.
Образец
Характеристика на ученика (класс/школа)
(имя, отчество ребенка),
проживающего по адресу:
по требованию отдела по опеки и попечительству
год, число, месяц.
(Имя ребенка) пришел в первый класс с сентября 2012 года. Социальная адаптация в классе проходила тяжело, общение с детьми было непростым, мальчик довольно закомплексован и сторонится активного участия в каком-либо мероприятии (без разницы, это общественное поручение или игра).
В начале обучения был выявлен высокий уровень познавательных процессов. Особый интерес вызывают гуманитарные предметы (литература, обществоведение и пр.). Любит рисовать, рассматривать картинки, слушать сказки, истории, музыку.
Словарный запас небольшой (возможно, по причине нечастого общения со сверстниками). Присутствует в поведении невнимательность, рассеянность, особенно если тема урока не нравится ребенку.
Общий уровень запоминания средний, есть задатки логического восприятия, хорошо развит образный тип мышления.
По характеру мальчик доброжелательный, охотно откликается на просьбы. В жизни класса (имя ребенка) пока особо активного участи не принимает. По результатам социометрии ребенок не является лидером, но и к подчинению склонности не имеет. К мнению учителя и родителей прислушивается. Преобладающее настроение — хорошее.
Психологом школы была проведена диагностика внутрисемейных отношений, которая дала следующие результаты: субъективная оценка ребенком своей семьи положительная, больше доверия чувствует ребенок к матери, с отцом отношения сложные. Причина в том, что отец мальчику неродной. Четко просматриваются в беседах и в рисунках мальчика наличие негативных чувств к этому человеку — его намеренно исключил ребенок из собственного внутреннего мира. Свое место в семье пока не определил, пассивный и тихий во всех отношениях со всеми членами семьи.
Это тоже важно знать:Как написать характеристику на ученика 3 класса
Во время проведения тестирования (имя ребенка) был в удовлетворительном психологическом и физическом состоянии, без дополнительной напряженности и переутомления.
Дата составления Классный руководитель: ФИО __________
Педагог-психолог: ФИО ____________
Начальной школы
Характеристику на опекаемых учеников начальной школы пишут с учетом возрастных особенностей детей. В этот период у них формируются навыки письма, счета, чтения, других основ, которыми они будут пользоваться в будущем. В связи с этим в ней отражается:
- насколько учащийся работоспособен;
- с желанием ли он выполняет задания учителя;
- имеются ли отклонения в поведении, нуждающиеся в коррекции;
- легко ли ребенок воспринимает информацию, как справляется с выполнением домашнего задания;
- описывается уровень самостоятельности;
- состоит ли на учете в КДНиЗП, отделе участковых уполномоченных;
- взаимоотношения ребёнка в коллективе, имеет ли он друзей;
- в каком состоянии его одежда, обувь, канцелярские принадлежности;
- как исполняет свои обязанности опекун, каковы отношения в семье.
В характеристике ученика или ученицы начальной школы после описания ситуации требуется подпись автора и директора с печатью школы.
Средней и старшей школы
Для опеки информация из школы является практически основным документом, свидетельствующим об уровне образования подопечного в любом возрасте – начальном, среднем и старшем звене. В двух последних случаях дети могут терять мотивацию к обучению, оно для них становится на второй план, а на первом остается освоение определенных ролей в коллективе, отношения со сверстниками. С учетом этих особенностей в документе следует отразить:
- насколько к данному возрасту развиты полученные навыки и знания;
- имеются ли пропуски занятий и неудовлетворительные оценки, стремится ли ребенок их исправить;
- отношения с преподавателями;
- позиция в коллективе;
- посещает ли дополнительные факультативы, участвует ли в школьных мероприятиях по собственному желанию;
- имеет ли увлечения, какие секции и кружки посещает;
- отношения с законным представителем и социальным окружением.
ВАЖНО! При наличии у подопечного каких-либо проблем тревожный сигнал сразу же должен поступать в контролирующее ведомство, так как его специалисты уполномочены оказывать семье содействие в решении проблем.
Преуспевающего ученика
Ребенок, находящийся под опекой, преуспевающий в обучении, должен быть поощрен за свои труды, ответственность и дисциплинированность. Таких детей специалисты по опеке выделяют и при наличии возможности содействуют в реализации их дальнейших планов. В интересах государства, чтобы у ребенка с тяжелой судьбой имелась надежда на достойное будущее. При таких обстоятельствах, в документе следует указать:
- какой потенциал у несовершеннолетнего;
- перечислить заслуги – участие в мероприятиях за честь школы, района, города, области или края;
- проинформировать об отношениях с одноклассниками;
- имеются ли особенности личностного развития;
- оценки по предметам;
- как организована дополнительная занятость;
- уровень взаимоотношений с опекуном и членами семьи.
Это тоже важно знать:Как написать характеристику на ученика 8 класса, образцы
Если ребенок имеет особые заслуги в школе, его законный представитель также может рассчитывать на благодарность от надзорного ведомства за добросовестное воспитание.
Отстающего в обучении
Ситуация с отстающими учащимися сложнее, чем с преуспевающими, так как она сигнализирует о наличии проблем в семье, социуме, школе. Преподавателю следует детально проанализировать все обстоятельства, приводящие к таким последствиям, и отразить в документе:
- что сыграло негативную роль в жизни ребенка (смерть родителей, их плохое отношение к нему, насколько хорошо ему с опекуном, где он ранее воспитывался);
- имеется ли педагогическая запущенность или отставание в развитии;
- какова его успеваемость с указанием оценок;
- отношения со сверстниками;
- определение причин неуспеваемости (отсутствие мотивации, не усваивание материала, сложности в восприятии, понимании, мышлении);
- уровень благополучия семьи;
- рекомендации для выполнения (требуется ли работать над дальнейшим образовательным маршрутом, обращение к психиатру, неврологу, другим специалистам).
В этой ситуации основная цель – помочь ребенку в его сложном положении, защитить права и интересы.
На трудного ученика
С трудными детьми организация учебного процесса является сложной в силу их индивидуальных особенностей – психотравм, неблагоприятных условий проживания, вредных привычек, привитых родителями до установления опеки. Они обычно проявляются в поведении: подросток начинает курить, употреблять алкоголь, уходить из дома, не контролирует эмоции. С учетом этих критериев в характеристике на ребенка в опеку указывается:
- имеется ли снижение мотивации к образованию;
- оценки и неаттестации, пропуски занятий;
- позиции и жизненные убеждения;
- выполняет ли домашнее задание, если нет, то по какой причине;
- какая работа проводилась специалистами школы с ребенком по урегулированию состояния;
- насколько критична ситуация, требуется ли дополнительная помощь ведомств;
- семейные проблемы, комфортно ли подопечному в этой семье, обстановка и микроклимат.
Учреждение по опеке при наличии таких обстоятельств включаются в работу с подростком, старается вместе с педагогами улучшить ситуацию.
Это тоже важно знать:Что представляет собой характеристика на слабого ученика
Для выпускника
Описание ситуации с образовательным процессом для выпускника необходимо не только для опекунского совета, но и для его поступления в профессиональные учреждения. В этом случае классный руководитель описывает:
- как себя зарекомендовал ученик за весь период обучения;
- динамику его успеваемости от начальной школы до выпускного класса;
- личностные качества, сформированные за время учебы;
- имелась ли дополнительная занятость (музыкальная школа, секции);
- отношения со сверстниками в классе, какую позицию занимает среди одноклассников;
- цели и задачи, которые ставит для себя в будущем ученик;
- наклонности, выявленные в результате профессиональной ориентации;
- отношения с попечителем.
При поступлении в ВУЗ и СУЗ отдел по за защите прав детей, которые остались без родителей, может составить рекомендательное письмо, где будут описаны лучшие стороны кандидата на получение профессии.
Статьи по теме:
- Как составить характеристику на вожатого летнего лагеря: образец и примеры
- Как составить характеристику на учителя начальных или старших классов
- Как оформляется психолого-педагогическая характеристика класса
- Характеристика 1 класса от классного руководителя: готовые примеры
- Характеристика для военкомата: образцы и примеры написания
- Готовая характеристика на ученика 4 класса от классного руководителя: примеры написания
- Как написать характеристику на врача: образцы
- Пример характеристики на главного бухгалтера для награждения: пример
- Как составить характеристику на медсестру, образец
- Характеристика на ПМПК 2 класс от классного руководителя: примеры и образцы
- Что представляет собой характеристика на слабого ученика
- Что такое характеристика на спортсмена
- Как составить характеристику на студента проходившего практику в ДОУ воспитателем
- Как написать характеристику на студентку, проходившую практику в начальной школе
- Для чего нужна и как составляется характеристика на трудного ученика?
- Характеристик на слабого ученика 1 класса (ПМПК): примеры
- Как написать характеристику на ученика 1 класса?
- Характеристика на ученика 2 класса от классного руководителя: подборка примеров
- Как написать характеристику на ученика 3 класса
- Готовая характеристика 4 класса от классного руководителя: примеры написания
- Как написать характеристику на ученика 8 класса, образцы
- Готовая характеристика на ученика 11 класса от классного руководителя: примеры написания
- Правила написания характеристики на учителя начальных классов, математики для награждения грамотой
- Как правильно написать характеристику с места работы в полицию: образец
- Как составляется характеристика себя: что важно знать
- Что такое психологическая характеристика личности