Бесплатная консультация юриста

  8 (800) 333-94-83 доб 915 Федеральный (бесплатный)
  Банкротство        08 февраля 2019        168         0

Закон о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций: о чем речь

Какой закон регулирует все вопросы о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций: последние изменения. Особенности и порядок банкротства, как удовлетворяются требования кредиторов

Процедура несостоятельности кредитных организаций частично регулируется Федеральным законом о банкротстве, а также другими актами. Ранее основным законодательным актом выступал Закон о банкротстве кредитных организаций. Но в 2014 году специальный закон о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций 40-ФЗ был упразднен.

Так как кредитные организации являются финансовыми образованиями, процесс признания их несостоятельности несколько отличается от соответствующей процедуры, относящейся к прочим юрлицам.

Специфичность правового регулирования ситуации по банкротству кредитных организаций можно объяснить тем, что такие субъекты занимаются операциями банковского характера, а также могут брать на себя конкретные обязательства при создании договорных отношений.

Зигзаги законотворчества

Законодательство о банкротстве в мировой практике развивалось по двум направлениям. Одно из них основывалось на принципах британской модели, которая рассматривала банкротство как способ возврата долгов кредиторам, что сопровождалось ликвидацией должника-банкрота. Другое брало начало в американской модели, ставя своей основной целью реабилитацию компании, восстановление ее платежеспособности.

Однако в современных условиях в законодательстве различных стран с рыночной экономикой прослеживается линия на сближение, совмещение названных принципов. Именно эта комбинированная система и была положена в основу при разработке в России законодательства о банкротстве, и в первую очередь Закона РФ от 19.11.1992 N 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», Федеральных законов от 08.01.1998 N 6-ФЗ и от 27.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Модель законодательства о банкротстве, воплощенная в первом российском законе о банкротстве предприятий (1992), была как бы привнесена извне. По общему признанию в Законе не учитывались ни конкретные условия российского рыночного хозяйства, ни правоприменительная практика.

Что касается кредитных организаций, то в Законе РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» лишь ст. 11 была посвящена особенностям рассмотрения дел о банкротстве банков, которые были сведены к предварительному отзыву лицензии на совершение банковских операций перед подачей заявления о банкротстве коммерческого банка. Банку России не было предоставлено право инициировать процесс банкротства (инициаторы — должник, кредитор, прокурор), когда он не являлся кредитором банка. И в таких случаях после отзыва лицензии Банку России приходилось проводить серьезную работу, связанную с обращением указанных лиц в арбитражный суд. Этот Закон действовал до 1998 г. Выявленные в ходе его применения пробелы законодатель попытался восполнить в новом Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г. (далее — Закон 1998 г.), в котором было предусмотрено для банкротства некоторых должников принятие специального федерального закона.

В настоящее время правоотношения, связанные с банкротством кредитных организаций, регулируются Гражданским кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (далее — Закон 1999 г.), а также нормативными актами Банка России.

С правовой точки зрения принятие отдельного законодательного акта, регулирующего правоотношения, связанные с банкротством именно кредитных организаций, обусловлено тем, что банкротство этих обществ с ограниченной правосубъектностью затрагивает интересы множества лиц (как физических, так и юридических).

В 2002 г. был принят новый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон 2002 г.), который ознаменовал собой следующий этап в развитии отечественного законодательства о несостоятельности.

В Законе 2002 г. в единую категорию — финансовые организации — объединены кредитные, страховые организации и профессиональные участники рынка ценных бумаг. При этом Закон не определил правило, действие которого распространялось бы на все указанные организации. Статьей 180 Закона 2002 г. установлено, что к отношениям, связанным с банкротством финансовых организаций, он применяется с особенностями, установленными федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций. Следует отметить, что в настоящее время идут лишь дискуссии о целесообразности принятия закона о несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций.

Банк России не может согласиться с тем, что в концепции проекта закона о несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций предусмотрено распространение его действия на кредитные организации, а также отмена Закона 1999 г.

Так же прочтите:  Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица: как проводится

Характерные стороны субъекта

Рассматриваемое юридическое лицо – это субъект хозяйствования, занимающийся банковскими манипуляциями, чтобы впоследствии получить прибыль. Учреждение функционирует на основе разрешения, выданного уполномоченным органом.

Кредитные организации, к которым применима процедура банкротства, функционируют под видом банка или иной финансовой организации.

К финансовым формированиям, к которым применимы положения законов, определяющих несостоятельность кредитных организаций, относят:

  • Кредитные компании;
  • Микрофинансовые образования;
  • Компании по предоставлению страховых услуг;
  • Частные пенсионные фонды;
  • Кредитные кооперативы;
  • Стороны, принимающие участие в действиях на рынке бумаг, представляющих собой ценность.

Потребность в специфическом методе регулирования дела о банкротстве кредитной организации объясняется тем, что их несостоятельность влечет масштабные отрицательные последствия для физлиц и учреждений, являющихся владельцами счетов или имеющих вклад в банкротящемся субъекте.

Признаками банкротства кредитной организации выступают такие условия:

  1. Субъект не выполняет собственные обязательства на протяжении двух недель с той даты, которая была оговорена ранее для их выполнения. К невыполненным финансовым обязательствам кредитной организации относят платежи по депозитам, пластиковым картам, перечисление платежей, выплаты заработной платы сотрудникам и другие виды задолженностей.
  2. Стоимости всех средств субъекта не хватает для погашения имеющихся кредитных обязательств, а также для обеспечения обязательных платежей.

Отличительная особенность банкротства кредитных организаций в том, что к этим субъектам не применяют процедуры внешнего управления либо достижения мирового соглашения. Несмотря на это, могут иметь место эффективные меры по предупреждению банкротства кредитных организаций и их применение.

Несмотря на упразднение закона №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», условия несостоятельности определены рядом других законодательных актов.

Порядок процедуры

Инициатива развития дела исходит от:

  • Заимодавцев;
  • Субъектов, имеющих задолженности;
  • Банка России;
  • Государственных органов (например, налоговой службы).

Развитие дела стартует с подачи заявления субъектом, имеющим претензии, в арбитражный суд. Для подтверждения банкротства организации лицензия субъекта отзывается Центробанком.

o-nesostoyatelnosti-kreditnyh-organizacij

Когда это произойдет, начнется реализация всего имущества, принадлежащего банкротящемуся субъекту, посредством торгов, после чего кредитная организация ликвидируется.

Нормами законов, содержащих положения о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, подчеркнута необходимость публикации сведений о проводимой процедуре в средствах массовой информации. К ним относят газеты «Коммерсантъ» и «Русская газета», интернет-ресурс Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

Если процесс по признанию банкротства финансово-кредитных организаций прошел с нарушениями, стороны этого дела (обычно заимодавцы) имеют право обжаловать это в судебном порядке. При достаточном обосновании обращения будут вновь инициированы торги по продаже имущества.

Согласно ФЗ, содержащим указания о процедуре банкротства кредитных организаций, после закрытия торгов начинается выплата задолженностей. Вначале субъект оплачивает долги, имеющиеся перед судебной инстанцией и управляющим, затем – задолженности перед сотрудниками субъекта, далее осуществляет выплаты организациям государственной системы, после них – другим кредитным учреждениям. В конце удовлетворяют интересы оставшихся заимодавцев, в числе которых – лица, имеющие вклады в банкротящемся учреждении.

Можно ли спасти учреждение

Законы в действующей редакции, регулирующие банкротство кредитных организаций, не отрицают выполнения предписанных мер до отзыва разрешения на деятельность во избежание ликвидации.

Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций подразумевают:

  • Комплекс действий оздоровительного характера, предусматривающих возврат субъекта к стабильному функционированию;
  • Выбор администрации для предоставления ей полномочий по принятию управленческих мер на временной основе;
  • Процедуру реорганизации субъекта путем слияния.

Проведение мероприятий, которые позволяют избежать ликвидации субъекта, — способ восстановить его деятельность. Связано это с тем, что стабильно функционирующая банковская система государства – залог развития экономики в целом, от чего зависит благосостояние каждого гражданина.

О банкротстве кредитых организаций

Действующим законодательством устанавливается, что кредитные организации носят статус финансовых образований.

Вследствие этого банкротство кредитных организаций происходит в специальном порядке:

  • меняются стадии процедуры;
  • назначается материальная поддержка.

Особенности

Одной из числа особенностей банкротства кредитных организаций выступает условие рассмотрения дела в арбитражном суде – невыполнение долговых обязательств в продолжение 14 суток с момента, когда они должны были быть удовлетворены.

Другим условием выступает недостаток финансовых средств для выполнения обязательств перед кредиторами.

Что касается долговых обязательств, то для признания отсутствия платежной способности кредитной организации долги в совокупности должны равняться не меньше 1000 МРОТ.

Следующей особенностью банкротства является то, что процедура может быть проведена исключительно после того, как Банк России отзовет соответствующую лицензию на право проведения банковских операций.

Так же прочтите:  Назначение арбитражного управляющего для юридического лица

Только после этого возможно подать исковое заявление в арбитражный суд с просьбой признания несостоятельности.

Инициаторами отзыва лицензии являются:

  1. Кредиторы, к которым относятся также граждане, обладающие правом требования выполнения обязательств в соответствии с соглашением банковского счета.
  2. Сам должник – это является не столько его правом, сколько обязанностью.
  3. Банк России – по личной инициативе.

В качестве оснований отзыва лицензии могут выступать:

  • обнаружение неправильных данных, в соответствии с которыми лицензия была оформлена;
  • произошли задержки с началом банковских операций на основании лицензии, более чем на календарный год с момента её оформления;
  • осуществление действий, не предусмотренных лицензией и т.д.

osobennost-zakona

Что говорит закон

Законодательством. а именно ФЗ №127 от 2002 года установлено, что все правоотношения, основанные на банкротстве кредитных организаций, должны быть урегулированы в специальном порядке.

Обусловлено это тем, что они обладают специальной правовой способностью, позволяющей им выполнять различные банковские операции, а также вступать в договорные отношения, принимая на себя обязательства.

Банкротство кредитных организаций

Банкротство финансовых организаций включает в себя оказание различных мер материального оздоровления.

  • материальная помощь организации учредителями или третьими лицами;
  • внесение изменений в структуру активного и пассивного капитала организации;
  • изменение порядка организации;
  • обеспечение баланса между суммой уставного капитала и средств, принадлежащих организации.

Читайте также:  Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна бытьЧто касается помощи в материальном отношении, то она может быть выражена в следующих видах:

  • поручительство (форма – гарантии банку) по оформлению кредитов;
  • оформление отсрочки погашения задолженностей, рассрочка платежей;
  • перевод долга с должника на другую организацию (только при наличии согласия со стороны кредитора);
  • прощение задолженности;
  • осуществление дополнительных взносов для увеличения капитала.

В некоторых ситуация Банк России имеет право выбрать управленческий орган – администрацию, функционирующую на временной основе.

Она будет в полном объеме или частично осуществлять полномочия, принадлежащие исполнительной власти организации.

Назначение администрации, работающей на временной основе, происходит на полгода.

Другой мерой, позволяющей предупредить несостоятельность, является реорганизация.

Эта процедура в отношении кредитных организаций может осуществляться в виде слияния либо присоединения, для чего заключаются договора.

bankrotstvo-kreditnyh-organizacij

Причины несостоятельности

Сами обязательства могут быть выражены в выплате обязательных платежей, заработной плате в соответствии с заключенным с персоналом трудовым договором и т.д.

Более того, финансовая организация как самостоятельный плательщик налогов обязуется переводить платежи в государственный бюджет.

Наличие оснований несостоятельности кредитной организации и отсутствие у неё лицензии является поводом для признания её несостоятельности.

Как уже было упомянуто выше, достаточно двух признаков:

  1. Невозможность удовлетворить требования кредиторов в течение двух недель с того момента, когда они должны были быть погашены.
  2. Размер задолженности в совокупности перед всеми должниками составляет не менее 1000 МРОТ.

Из процедур банкротства по отношению к финансовым организациям сохраняется конкурсное производство.

Закон о банкротстве предусматривает такие стадии, как наблюдение, внешнее управление, мировое соглашение и т.д. но они не используются к кредитным организациям.

По итогам рассмотрения запроса с просьбой о признании несостоятельности арбитражный суд вправе принять одно из нескольких решений:

  • Подтвердить банкротство, следствием является начало конкурсного производства.
  • Отказ в признании несостоятельности.

Конкурсное производство осуществляется в форме, предусмотренной законе о банкротстве кредитных организаций, при этом учитываются особенности признания несостоятельности таких организаций.

Итак, стадии признания несостоятельности включают в себя только конкурсное производство.

Его главная цель заключается в удовлетворении требований кредиторов, для чего имущество несостоятельного должника отчуждается и реализуется.

Вырученные средства направляются для выполнения обязательств.

В случае если полученных средств недостаточно, невыполненные перед кредиторами обязательства признаются погашенными.

Необходимые документы

К заявлению о признании кредитной организации банкротом прилагаются следующие документы:

  1. Извещение о направлении Банку России ксерокопии заявления о признании несостоятельности.
  2. Уведомление о том, что Банку России было вручено заявление с просьбой об отзыве лицензии у кредитной организации, вследствие обнаружения признаков банкротства.

Выплаты при банкротстве предприятия осуществляются в порядке очередности.

Судебные процедуры

Следует отметить, что процедура судебного рассмотрения дела о банкротстве банков в некоторой степени упрощена. В частности, предварительное судебное заседание, предусмотренное Арбитражным процессуальным кодексом РФ, не проводится; проверка обоснованности требований лица, обратившегося с заявлением о признании кредитной организации банкротом, осуществляется в том же заседании, что и рассмотрение дела о банкротстве; недобросовестное использование права на оспаривание отзыва у банка лицензии утрачивает «пресекательное» значение для дальнейшего рассмотрения дела о банкротстве. Выгода для кредиторов от этого очевидна: они станут получать свои деньги быстрее еще на 4-5 месяцев.

Так же прочтите:  Заявление на банкротство физического лица: образец заполнения

Отзыв лицензии у кредитной организации как неотъемлемая предпосылка для возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) данной кредитной организации не один год порождал вопросы о правовых последствиях, которые наступают в том случае, когда приказ Банка России об отзыве лицензии признается судом недействительным.

Уже к моменту рассмотрения арбитражным судом заявления о признании кредитной организации банкротом не заинтересованные в этом лица обращаются в суды с иском о признании недействительным приказа Банка России об отзыве у нее лицензии на осуществление банковских операций.

Установив необходимое условие для возбуждения производства по делу о банкротстве — отзыв лицензии, Закон 1999 г. в прежней редакции нигде не предусматривал каких-либо процессуальных последствий отпадения этого условия в дальнейшем, например по причине отмены приказа об отзыве лицензии в судебном порядке.

Этот пробел устранялся ранее Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.1999 N 182-О, где отмечено, что в силу особенностей правового положения кредитных организаций отзыв лицензии является начальным этапом процедуры банкротства или ликвидации банка. Между тем право на отзыв лицензии является одним из закрепленных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» полномочий Центрального банка Российской Федерации (п. 6 ст. 4), через которое реализуется его надзорная деятельность и достигаются цели, установленные ст. 3 названного Федерального закона в соответствии со ст. 75 (ч. 2) Конституции РФ.

В изменениях, внесенных в 2004 г. в Закон 1999 г., указано, что оспаривание в судебном порядке приказа об отзыве лицензии не препятствует принятию судом заявления о признании кредитной организации банкротом и не является основанием для приостановления производства по делу о банкротстве.

Вступившее в законную силу решение суда о признании недействительным приказа Банка России об отзыве лицензии после принятия арбитражным судом заявления о банкротстве кредитной организации не препятствует рассмотрению дела о банкротстве по существу. Если такое решение суда вступило в силу после открытия конкурсного производства, то оно не является основанием для отмены решения о признании банкротом кредитной организации и пересмотра указанного решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

Отныне, после того как банк признан банкротом, он не может «ожить» ввиду прекращения дела о банкротстве как следствия признания недействительным приказа об отзыве лицензии. Добиваться отмены решения о признании банкротом имеет смысл лишь в том случае, если при его принятии были допущены нарушения законодательства. И это обстоятельство представляется наиболее правомерным и целесообразным, поскольку иначе появилось бы несколько дней или месяцев, в течение которых банк, фактически будучи банкротом, продолжал бы свою деятельность без ограничений, налагаемых фактом возбуждения дела о банкротстве, пока Банк России повторно не отозвал бы у него лицензию и не обратился с заявлением о возбуждении нового дела о банкротстве. Для чего могли бы служить эти «свободные» дни? По-видимому, только для злоупотреблений (вывод активов и пр.).

Требования кредиторов

В действующей редакции Закона 1999 г. введен упрощенный порядок установления требований кредиторов: в ходе конкурсного производства они устанавливаются не арбитражным судом, а конкурсным управляющим. Но в случае обжалования кредитором результатов рассмотрения конкурсным управляющим соответствующих требований таковые устанавливаются исключительно арбитражным судом. Такая конструкция дает возможность системе арбитражных судов избавиться от «груза» в десятки тысяч дел об установлении требований, позволяя сосредоточиться на рассмотрении действительно спорных вопросов.

Следует учитывать, что подготовительная работа к установлению требований кредиторов может начаться уже на стадии деятельности в банке временной администрации, которая вправе рассматривать такие требования и вносить их в реестр требований кредиторов. Все это нацелено на сокращение объема работы по установлению требований на этапе конкурсного производства и ускорение расчетов с кредиторами.

Так же прочтите:  Очередность платежей при банкротстве предприятия: в каком порядке гасится задолженность

Конкурсный управляющий

o-nesostoyatelnosti-bankrotstve-kreditnyh-organizacijУсилен контроль за действиями конкурсного управляющего. Его действия теперь должны быть максимально прозрачными для арбитражного суда, кредиторов и Банка России. Достигается это за счет увеличения числа и объема публикаций о ходе конкурсного производства, которые он обязан осуществить.

Помимо публикации сведений о признании кредитной организации банкротом (в течение 15 дней со дня представления в Банк России документов, подтверждающих его право совершать операции по корсчету, либо для Агентства — со дня открытия основного счета) публикации в печатном издании по месту нахождения кредитной организации подлежат: не позднее 70 дней со дня признания кредитной организации банкротом — сведения о финансовом состоянии кредитной организации, ее имуществе на день открытия конкурсного производства; баланс кредитной организации на последнюю отчетную дату; сведения о наличии свободных денежных средств, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов, включая предварительные выплаты кредиторам первой очереди; смета текущих расходов; не позднее 10 дней до начала расчетов с кредиторами каждой очереди, включая предварительные выплаты, — информация о порядке и сроках расчетов с кредиторами; одновременно с сообщением о начале расчетов по предварительным выплатам — отчет об итогах инвентаризации и оценке имущества кредитной организации с указанием объектов стоимостью более 1 млн руб., а также сведения о структуре и размерах предъявленных требований.

После начала расчетов с кредиторами по предварительным выплатам не реже одного раза в три месяца публикуется текущая информация о ходе конкурсного производства: о вновь выявленном имуществе; о работе по выявлению сделок кредитной организации, которые могут быть признаны недействительными и по привлечению учредителей, руководителей к субсидиарной ответственности; о ходе реализации имущества кредитной организации с указанием информации о продаже объектов балансовой стоимостью свыше 1 млн руб. и указанием цены продажи имущества и его покупателей; не реже одного раза в шесть месяцев — об исполнении сметы текущих расходов кредитной организации, о стоимости нереализованного имущества. Опубликование сведений производится за счет имущества кредитной организации.

В случае отсутствия имущества, достаточного для возмещения расходов на опубликование, конкурсный управляющий вправе изменить периодичность публикации и объем подлежащих опубликованию сведений или отказаться от такого опубликования. При этом лица, участвующие в деле о банкротстве и арбитражном процессе, вправе в сроки, установленные для публикации, знакомиться со сведениями, подлежащими публикации. Одновременно с опубликованием эти сведения представляются в Банк России.

Законом заметно расширены возможности получения кредиторами у конкурсного управляющего интересующей их информации, в том числе о сделках кредитной организации, судебных актах по делу о банкротстве, публикуемых сведениях о конкурсном производстве. Предусмотрена возможность проверки Банком России деятельности конкурсного управляющего (как физического лица, так и Агентства). В связи с этим Банк России готовит изменения в Положение N 132-П «О проведении Банком России проверок деятельности арбитражных управляющих при банкротстве кредитных организаций и ликвидаторов», а также в Указание N 904-У «О порядке проведения Банком России проверок деятельности арбитражных управляющих».

Текущие расходы при конкурсном производстве

В Законе 1999 г. (ред. 2004 г.) впервые введен институт сметы текущих расходов, в соответствии с которой должны осуществляться все затраты на проведение конкурсного производства.

Согласно Закону текущие обязательства — это:

  1. обязанности по уплате задолженности, образовавшейся до дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за произведенные работы (оказанные услуги), связанные с продолжением функционирования кредитной организации, в пределах сметы расходов, утверждаемой Банком России в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»;
  2. денежные обязательства, основания которых возникли в период со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций до дня завершения конкурсного производства, в том числе:

обязательства по оплате расходов, связанных с продолжением функционирования кредитной организации, включая оплату труда лиц, работающих по трудовому договору, выплату выходных пособий этим лицам в случае их увольнения;

обязательства по выплате вознаграждения конкурсному управляющему, аккредитованному при Банке России;

судебные расходы кредитной организации, расходы на опубликование сообщений, предусмотренных данным Законом, а также иные вытекающие из него расходы, связанные с проведением конкурсного производства;

  1. обязанности по уплате обязательных платежей, возникшие в период со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций до дня открытия конкурсного производства, а также обязанности по уплате обязательных платежей, возникшие в ходе конкурсного производства при оплате труда работников кредитной организации;
  2. обязанности по удержанию денежных средств из заработной платы работников кредитной организации, выплаченной в связи с исполнением обязанностей, указанных в пп. 1, в период со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций и до дня завершения конкурсного производства, а также обязанности по перечислению сумм таких удержаний в соответствии с законодательством Российской Федерации (алименты, налог на доходы физических лиц, профсоюзные взносы и иные платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом).
Так же прочтите:  Стадии банкротства в соответствии с законодательными требованиями

Обязанность по уплате обязательных платежей возникает со дня истечения времени (налогового периода), установленного для исчисления суммы обязательного платежа, подлежащей уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Требования по текущим обязательствам кредитной организации не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим обязательствам кредитной организации в ходе конкурсного производства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Текущие обязательства кредитной организации исполняются вне очереди за счет конкурсной массы. Очередность исполнения текущих обязательств кредитной организации определяется в соответствии со ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того, в новой редакции Закона 1999 г.:

введен четкий определенный срок для созыва первого собрания кредиторов кредитной организации: не позднее 90 дней со дня открытия конкурсного производства. Вследствие этого появилась возможность в максимально сжатые сроки сформировать орган кредиторов, который должен согласовать условия продажи имущества должника. Цель все та же — не допустить задержки в возврате средств кредиторам;

претерпела некоторые изменения очередность удовлетворения требований кредиторов, установленная Законом 2002 г.

Прежде всего, предварительные выплаты вкладчикам теперь должны осуществляться при банкротстве тех банков, которые не вступили в систему страхования вкладов. Это регулируется Федеральным законом от 29.07.2004 N 96-ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Примечательная особенность последнего Закона состоит в том, что его действие распространяется на правоотношения, возникающие в связи с признанием банкротами банков, не участвующих в системе страхования, у которых лицензия на осуществление банковских операций была отозвана после вступления в силу Федерального закона от 23.12.2003 N 177 «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

В связи с принятием Федерального закона «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» подготовлено Указание Банка России от 17.11.2004 N 1517-У о порядке осуществления выплат Банком России вкладчикам кредитных организаций, признанных банкротами.

Требования «залоговых» кредиторов удовлетворяются преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди вне зависимости от момента возникновения их обязательств. Из конкурсной массы исключается имущество, составляющее ипотечное покрытие.

Это лишь основные моменты новой редакции Федерального закона от 20.08.2004 «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Работу над ним Правительство РФ, Банк России и Высший Арбитражный Суд РФ вели последние два года в рамках реализации Стратегии развития банковского сектора. В этих изменениях к Закону, по существу, отражен весь опыт, который был получен банковской системой и кредиторами начиная с 1998 г.

Меры по предупреждению

Действующим законодательством в 2016 году устанавливается, что до отзыва лицензии в отношении кредитной организации могут приниматься такие меры (статья 30 ФЗ № 127 ):

  1. Материальное оздоровление.
  2. Выбор временной администрации, занимающейся вопросами управления.
  3. Процедура реорганизации.

Про первый этап – материальное оздоровление, стоит отметить, что законодатель принимает во внимание два существенных фактора:

  • необходимость восстановления капитала до того размера, при которых организация сможет исполнять экономические обязательства;
  • возвращение организации к оптимальному функционированию.

При рассмотрении дела о признании кредитной организации банкротом дополнительно решаются вопросы о привлечении контрольных лиц к ответственности, признания последних совершенных сделок ничтожными и т.д.

Список источников

Банкротство
logo
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5
5,00
169 просмотров
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Поиск
Бесплатная консультация юриста
  8 (800) 333-94-83 доб. 915
Для жителей всех регионов РФ
  8 (499) 703-35-33 доб. 353
Для жителей Москвы и МО
  8 (812) 309-52-81 доб. 912
Для жителей СПб и ЛО
Do NOT follow this link or you will be banned from the site!